Пояснительная записка Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов: 1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями. 3. Авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры» Васильева О.Ю. (Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику Васильева О.Ю. «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Ю. Васильева. – МА.: ООО «Русское слово – учебник», 2023). Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской Федерации: Литература для учащихся: 1. Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023. Методическая литература для учителя: 1. Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, 2023. 2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева, 2023 г. Место курса в учебном плане В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и примерными программами начального общего образования предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» является частью предметной области «Основы православной культуры» и изучается в 4-ом классе. В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Обучение организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей. Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю. Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход. Цель и задачи изучения учебного предмета «Основы Религиозных культур и светской этики». Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации Cодержание программы учебного предмета Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч) Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в русской культуре. Официальное название России — Российская Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа, хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве. Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч) Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси. Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного христианского символа. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба, государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России. Тема 3. Что такое христианство (1 ч) Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы». Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч) Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: Восточное христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Тема 5. Культура и религия (1 ч) Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика. Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч) Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение души. Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч) Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы — вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природе Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии. Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч) Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл правила, распространенность в разных культурах. Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч) Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи. Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч) Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников. Тема 11. Отношение к труду (1 ч) Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через пророка Моисея. Тема 12. Долг и ответственность (1 ч) Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах. Тема 13. Защита отечества (1 ч) Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества. Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч) Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом обществе. Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч) Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении Христа. Тема 16. Православие в России (2 ч) Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и развитие православной культуры. Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч) Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции. Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч) Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство Священства. Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч) Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Тема 20. Молитва (1 ч) Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва. Тема 21. Православные монастыри (1 ч) Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, СвятоУспенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу. Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч) Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики, святые равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский. Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч) Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей. Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч) Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб — символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских народов. Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч) Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор. Тема 26. Прикладное искусство (1 ч) Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило, потир. Тема 27. Православные праздники (1 ч) Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня. Тема 28. Православный календарь (1 ч) Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники. Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч) Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье. Итоговое повторение и обобщение (1 ч) Результаты освоения курса. Личностные результаты освоения основной начального общего образования должны отражать: образовательной программы 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Гражданско-патриотическое воспитание: 1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; 2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; 3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. Планируемые результаты по учебным модулям. Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); – ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России; – на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: –развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Воспитательный потенциал курса реализуется через: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.) Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. Тематическое планирование 4 класс № Тема Содержание ЭОР Четвертый год обучения 34 часа Виды деятельности 1 2 3 Россия — наша Родина (1 ч) Культура и религия. Введение в православную духовную традицию (2 ч) Во что верят православные христиане (4 ч) Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Традиционные религии народов России/ Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии. Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Бог есть Любовь. Бог и человек. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие. БогТроица. Что значит молиться. Кто такие святые. Священное Предание. Священное Писание христиан — http://schoolcollection.edu Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями; Читать и отвечать на вопросы по прочитанному; Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном мире человека; Называть традиционные религии в России, народы самостоятельно оценивать свои достижения;); Приводить примеры единения народов России (например «День народного единства» и т.д.); Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как духовной культуры человека, http://schoolнарода, общества. collection.edu Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов https://cleverдействительности. lab.pro/mod/pag Раскрывать своими словами e/view.php?id=3 первоначальные представления о мировоззрении (картине http://schoolмира) в православии, collection.edu вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви. Библия. Ветхий и Новый Заветы в Библии. 4 Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему (4 ч) Добро. Зло. Грех. Работа совести. Покаяние. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом Моисею. Заповеди Иисуса Христа — Заповеди Блаженств, их https://cleverсодержание и lab.pro/mod/pag соотношение с Десятью e/view.php?id=3 заповедями. Кто для христиан ближний, любовь к ближним. «Золотое правило нравственности» в православной культуре. Святость в православной традиции, святые. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить про- читанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на по- ступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь). Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях Блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями. Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в православной традиции. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 5 6 Отношение к труду. Долг и ответственность (2 ч) Заповеди Творца Прародителям. Отношение к труду в Православии. Уважение к труду. Совесть. Нравственный долг и ответственность человека в православной традиции. Милосердие и сострадание (2 ч) Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. Особенности христианской морали, отношение к личным врагам. Христианское милосердие. Милосердие к животным. Деятельное сострадание людям, нуждающимся. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о грехопадении Прародителей, https://easyen.ru о заповедях, о роли труда в /load/orkseh/294 жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать). Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, Библиотека ответственность, послушание, ЦОК спасение), Заповедей https://m.edsoo.r Блаженства. u/7f410de8 На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной культуры. Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики, понимания милосердия и сострадания в православной культуре. 7 8 Православие в России (5 ч) Православный храм и другие святыни (3 ч) Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Крещение Руси. Святые Объяснять значение слов равноапостольные (терминов и понятий) с опорой княгиня Ольга и князь на учебный текст. Владимир Креститель. Осуществлять поиск Развитие православной необходимой информации для культуры, выполнения заданий. распространение Рассказывать, как христианство христианства на Руси. пришло на Русь, о Крещении Святая Русь. Русские Руси равноапостольным князем святые. Православие в Владимиром, почему Русь русской культуре, в называют Святой, современной России. о русских святых, житиях https://easyen.ru святых. /load/orkseh/294 Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской письменности и культуры. Уметь использовать электронные формы учебника (ЭФУ). Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители. Богослужение в храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. https://easyen.ru Рассказывать о назначении и /load/orkseh/294 устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях в православной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Использование электронных форм учебника (ЭФУ). Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники (6 ч) 9 10 Христианская семья и её ценности (3 ч) Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в Христианская православной культуре. символика. Крест Рассказывать о художественной Христов. Православная культуре в православной художественная традиции, о церковном пении, культура. Православная иконописи, особенностях икон икона, виды икон. в сравнении с картинами. Церковное пение. Называть православные Церковное прикладное праздники, объяснять их искусство. значение (не менее трёх, Православный включая Воскресение Христово календарь. Праздники и и Рождество Христово), о посты в православном православных постах, календаре. назначении поста в жизни Двунадесятые православных христиан. праздники. Проверять себя и Воскресение Христово самостоятельно оценивать свои (Пасха). Рождество достижения. Христово. Праздники Использование электронных святым. форм учебника (ЭФУ. Православные праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры», «День семьи, любви и верности. Семья в православной Библиотека Объяснять значение слов традиции — Малая ЦОК (терминов и понятий) с опорой Церковь. Таинство https://m.edsoo.r на учебный текст. Венчания. Любовь в u/7f410de8 Рассказывать о традициях отношениях родителей, заключения брака, о том, что членов семьи. такое православная семья, Взаимное прощение и Таинство терпение членов семьи. Венчания, о взаимоотношениях Семейные традиции, в православной семье на праздники. Образцы примерах житий святых, православной семьи, литературных произведений. отношений в семье. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Раскрывать основное содержание норм отношений в православной в семье, 11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ ного и многоконфессио нального народа России (2 ч) Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионально го народа России. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Праздник «День семьи, любви и верности». Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества. Проводить соотношение между https://easyen.ru религией и Отечеством, /load/orkseh/294 объяснять отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму. Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Календарно-тематическое планирование 4 класс № Тема урока п/ п 1. Россия - наша Родина 2. Культура и религия 3. Как христианство пришло на Русь 4. Бог, мир, человек 5. Библия 6. Ошибка первых людей 7. Вдали от рая Количество часов Дата изучения всего контроль практическ ные ие работы работы Устный опрос, практическа 04.09 – 08.09 я работа; 1 0 0,5 1 неделя 1 0 0,5 2 неделя 1 0 0,5 3 неделя 1 0 0,5 4 неделя 1 0 0,5 1 0 0,5 6 неделя 1 0 0,5 7 неделя 8. В ожидании Спасителя 1 0 0,5 9. Десять заповедей 1 0 0,5 Виды, формы контроля Устный опрос, практическа 11.09 - 15.09 я работа; Устный опрос, практическа 18.09 - 22.09 я работа; Устный опрос, практическа 25.09 - 29.09 я работа; Устный 5 неделя опрос, практическа 02.10 - 06.10 я работа; Устный опрос, практическа 09.10 – 13.10 я работа; Устный опрос, практическа 16.10 – 20.10 я работа; Устный 8 неделя опрос, практическа 23.10 – 27.11 я работа; Устный опрос, практическа 06.11 – 10.11 я работа; 9 неделя 10. Благовещенье. Рождество Христово Устный опрос, практическа 13.11 – 17.11 я работа; 1 0 0,5 10 неделя 1 0 0,5 11 неделя 1 0 0,5 12 неделя 1 0 0,5 1 0 0,5 14 неделя 15. Пасха 1 0 0,5 15 неделя 16. Творческие работы. Подведение итогов. 1 0 0,5 17. Храмы России 1 0 0,5 15 неделя 11. Богоявление. Искушение в пустыне 12. Нагорная проповедь 13. 14. Евангельские притчи Крест Устный опрос, практическа 20.11 – 24.12 я работа; Устный опрос, практическа 27.11 – 01.12 я работа; Устный 13 неделя опрос, практическа 04.12 – 08.12 я работа; Устный опрос, практическа 11.12 – 15.12 я работа; Устный опрос, практическа 18.12 – 22.12 я работа; Устный 16 неделя опрос, практическа 25.01 – 29.01 я работа; Устный опрос, практическа 09.01 – 12.01 я работа; Устный опрос, практическа 15.01 – 19.01 я работа; 18. Икона 1 0 0,5 18 неделя 19. Церковнославянский язык 1 0 0,5 19 неделя 1 0 0,5 20 неделя 20. Православная молитва Устный опрос, 22.01 – 26.02 практическа я работа; Устный опрос, практическа 29.01 – 02.02 я работа; 21. Церковь 1 0 0,5 21 неделя 22. Причастие 1 0 0,5 22 неделя 23. Покаяние 1 0 0,5 23 неделя 24. Подвиг 1 0 0,5 25. 1 0 0,5 25 неделя 26. Родители и дети 1 0 0,5 26 неделя 27. Монашество 1 0 0,5 27 неделя 28. Труд и творчество 1 0 0,5 28 неделя 29. Любовь – вершина добродетелей 1 0 0,5 29 неделя 30. Суд Божий и суд человеческий 1 0 0,5 30 неделя 31. Отечество земное и небесное 1 0 0,5 31 неделя Брак Устный опрос, практическа 05.02 – 09.02 я работа; Устный опрос, практическа 12.02 – 16.02 я работа; Устный опрос, практическа 19.02 – 22.02 я работа; Устный 24 неделя опрос, практическа 26.02 – 29.02 я работа; Устный опрос, практическа 04.03 – 07.03 я работа; Устный опрос, практическа 11.03 – 14.03 я работа; Устный опрос, 18.03 – 21.03 практическа я работа; Устный опрос, практическа 03.04 – 05.04 я работа; Устный опрос, практическа 08.04 – 12.04 я работа; Устный опрос, практическа 15.04 – 19.04 я работа; Устный опрос, практическая работа; 22.04 – 26.04 32. Устный опрос, практическая 29.04 – 08.05 работа; 1 0 0,5 32 неделя 33. Выступление учащихся со своими творческими работами 1 0 0,5 33 неделя 34. Презентация творческих проектов 1 0 0,5 34 неделя Итоговый опрос Устный опрос, 13.05 – 17.05 практическая работа; 20.06-24.06 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 Самооценка с использовани ем«Оценочно го листа»; 16 Материально-техническое обеспечение Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса УМК для учителя: Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023. Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023. Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется следующие ресурсы: 1. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам; 2. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по школьной программе; 3. Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/); Технические средства обучения: 1. Аудиоколонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Принтер.