СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка............................................................................................. 3 Содержание курса «Чтение. Работа с текстом» ...................................................... 6 1 класс .................................................................................................................... 9 2 класс .................................................................................................................. 10 3 класс .................................................................................................................. 12 Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом» Личностные результаты ...................................................................................... 14 Метапредметные результаты .............................................................................. 15 Предметные результаты ...................................................................................... 19 Тематическое планирование .................................................................................. 26 1 класс .................................................................................................................. 26 2 класс .................................................................................................................. 32 3 класс .................................................................................................................. 37 1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года (ФГОС НОО)12, а также федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменных формах; совершенствование читательской грамотности. С 1 по 3 класс программа предусматривает работу по повышению мотивации, совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения, использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и жизненных задач. При создании программы учитывались принципы дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа, обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. Чтение — одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно возрастает. Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100). 2 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569; зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676). 3 Федеральная образовательная программа начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372; зарегистрирована Минюстом России 12.07.2023 № 74229). 1 2 Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса «Чтение. Работа с текстом». Цель курса – формирование информационно – коммуникативной и читательской компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использованием различных по характеру и знаковым системам источников информации. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников смысловое чтение) и приёмов понимания и анализа текста– правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций; 3) формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; 4) создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы; 5) развитие таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование; 3 6) формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях; 7) создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; 8) обогащение нравственного опыта младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор); 9) создание условий для освоения коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность. Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся и авторского учебно- методического комплекта О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Место курса в учебном плане. Рабочая программа учебного курса «Чтение. Работа с текстом» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего образования с 1 по 3 класс в рамках предметной области «Литературное чтение» за счёт части формируемой участниками образовательных отношений. На изучение курса «Чтение. Работа с текстом» в 1-3 классах начальной школы отводится 1 ч в неделю. Общее количество часов – 111, из них: в 1 классе – 33 часа, во 2–3 классах – по 34 часа. Продолжительность занятий 30-40 минут. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЧЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» Слушаем текст, готовимся читать Восприятие текста на слух. Слушание с визуализацией содержания (сюжетный рисунок). Слушание и отражение содержания текста с помощью последовательности сюжетных рисунков по ходу слушания текста и после его прослушивания (по памяти). Слушание текста и отражение его содержания с помощью предметных рисунков (последовательность рисунков отражает логику текста). Участие в коллективном обсуждении прослушанных и прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Ответы на вопросы по прослушанному тексту. Придумывание вопросов по содержанию воспринятого на слух текста. Разыгрывание диалогов из текста. Воспроизведение услышанного текста с опорой на серию сюжетных рисунков или последовательность предметных рисунков. Воспроизведение прослушанного текста с опорой на ключевые слова. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно5 популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен- ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно- популярного текстов (передача 6 информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно- следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно- познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему. 7 1 КЛАСС Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок. Вопросы по фактическому содержанию художественного текста. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использование словарей. Последовательность событий, план для пересказа. Подробный пересказ текста, по опорным словам, предложенному плану, коллективно составленному плану, серии рисунков, на основе вопросов. Характеристика героя произведения (поступки, причины поведения) под руководством учителя. Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, высказывание на заданную тему. Культурные нормы речевого высказывания. Образная система произведения (без введения понятий): поиск в тексте и понимание значения и роли в тексте средств художественной выразительности. Средства изображения и выражения чувств героя. Звуковая и смысловая стороны слова. Сочинение загадки по аналогии, продолжение истории. Составление рассказа по рисункам, серии рисунков. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, слова автора, слова героев, выразительное чтение. Выбор книг на основе рекомендованного списка. Распределение произведений по темам, жанрам. Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя). Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, читатель, автор (рассказчик), тема, герой, прозаическая и стихотворная речь. 8 2 КЛАСС Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки; рассказы, басни, стихотворения, сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений. Произведения народного творчества. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цель речевого высказывания. Вопросы по содержанию прослушанного произведения, составление вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (формулирование своего впечатления в устном высказывании). Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом замедление его или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации, имени автора. Стили речи: художественный, учебный, научно- популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Работа с учебными, познавательными текстами. Заглавие произведения, соотнесение заглавия с содержанием. Подробный и выборочный пересказ учебного и познавательного текста. Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, портретные описания персонажей, диалог. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Последовательность событий. Эпизод, смысловые части; план текста для пересказа. Пересказ текста подробный, выборочный. Пересказ от лица героя. Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине 9 (под руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит произведение?». Сравнение героев одного произведения, характеристика героев (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, вопросы на установление взаимосвязей. Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, рассказ по рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о книге с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания. Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте. Звуковая и смысловая стороны слова. Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; творческий пересказ (от лица героя). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения волшебной сказки. Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя). 10 3 КЛАСС Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, народные песни; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Произведения живописи. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление вопросов по услышанным учебному, научно- познавательному и художественному произведениям. Описание своего впечатления от произведения в форме устного высказывания. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Прогнозирование содержания произведения по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы анализа различных видов текста: установление причинно- следственных связей; определение главной мысли текста; деление текста на части; выделение ключевых (опорных) слов. Алгоритм деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Работа с текстами художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, описания, время и место описанных 11 событий, ключевые события. Вопросы по фактическому содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста подробный, выборочный. Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение героев (сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений), характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, а также на установление взаимосвязей. Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, на заданную тему. Составление рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания. Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя); высказывание по репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение. Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное обращение к словарям и справочной литературе, соответствующим возрасту. Аннотация и отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания). Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, 12 поступки), отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; - овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 13 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Личностными результатами изучения курса «Чтение. Работа с текстом» в 1-2 классе является формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Чтение. Работа с текстом» в 3 классе является формирование следующих умений: - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества); - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 14 - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 15 - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Метапредметными результатами изучения курса «Чтение. Работа с текстом» во 1-2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и 16 следовать им. Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Чтение. Работа с текстом» в 3 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 17 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности; - достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой 18 план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение; - умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. 1 КЛАСС ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ученик научится: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; - различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов; - владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей; - воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя; - определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого; 19 - характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст; - составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения); - применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным; - ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации; - выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого; - рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема). Ученик получит возможность научиться: - самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; - самостоятельно находить ключевые слова; - самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; -словарная работа по ходу чтения. 2 КЛАСС ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ученик научится: - определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, - озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы, - различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры 20 разных народов; - соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научнопопулярные тексты; - владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное); - воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; - определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный); - характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям; - находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей; - составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения); - применять читательский опыт в элементарных видах речевой 21 творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными; - ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации); - выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом; - рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема); - под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. Ученик получит возможность научиться: -определять главную мысль текста -соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); -находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др. -подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; -подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; -различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). 3 КЛАСС ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ученик научится: - различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (служение России, милосердие, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной культуры; 22 творчество, - соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научнопопулярные тексты; - владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное); - воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; - определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); - характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения; - находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании; - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации; - составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной 23 форме; - применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать текст по аналогии с прочитанными; - выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации); - составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу; - самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей под руководством взрослого. Ученик получит возможность научиться: -соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); -находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. -подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; -подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; -различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); -оценивать уместность использования слов в тексте. 24 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ _____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________ Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности икт, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 1 КЛАСС № п/п Тема урока 1 Определение ударного слога в слове 2 3 Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л.Толстой Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Основные виды учебной деятельности учащихся Дидактические материалы, наглядные пособия + ИКТ Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Библиотека ЦОК Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Библиотека ЦОК 25 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 4 5 6 7 8 9 10 Анализ содержания Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на текста «Медведь» По Е.Чарушину основе иллюстрации. Нахождения значения слова. Библиотека ЦОК Определение темы и Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на главной мысли текста. вопросы по содержанию. Последовательность событий. Деление слов для переноса. Анализ Определять главную мысль произведения. содержания Самостоятельное чтение текста. текста «Старик Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте сажал яблони…» по вопросам и на основе иллюстрации. Л.Толстой Поиск Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания информации в текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на тексте основе иллюстрации. Деление слов для переноса. Определение значения слова. Комплексная Определение уровня овладения ключевыми умениями проверочная (сформированность навыков чтения, умение работать с работа № 1 текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Озаглавливание Самостоятельное чтение текста. текста, Анализ содержания текста, озаглавливание. нахождение Нахождение предложений по цели высказывания. предложений по Описание и характеристика героев. цели Соотношение слова и картинки. высказывания. Совершенствование навыков чтения. Описание и Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания характеристика текста, озаглавливание. Нахождение предложений по героев. цели высказывания. Описание и характеристика героев. Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения. Библиотека ЦОК 26 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 11 12 13 14 15 16 17 Определение главной мысли. Определение предложений по цели высказывания. Поиск информации в тексте «Пошла Катя по утру по грибы…» По Л. Толстому Комплексная проверочная работа №2 Соотношение картинок с содержанием текста «Слон» Е.Чарушин Соотношение картинок с содержанием текста. Поиск информации в тексте. Определение главной мысли произведения. Комплексная работа с текстом «Охотился кит как-то близ устья реки…» С.Сахарнов Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста Определение главной мысли произведения. Выписывать из текста вопросительные предложения. Библиотека ЦОК Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Написание имен собственных. Подбор к словам синонимов. Определение последовательности событий. Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат. Библиотека ЦОК Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка правильного чтения слов. Поиск информации в тексте по вопросам. Соотношение картинок с содержанием текста. Образование новых слов с новым значением. Определение последовательности событий по картинкам. Самостоятельное чтение текста. Соотношение картинок с содержанием текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на иллюстрации. Определение главного героя произведения. Определение последовательности событий по картинкам. Библиотека ЦОК Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение заголовка текста по содержанию. Написание слов с ъ знаком. Библиотека ЦОК Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия. Ответы на вопросы. Запись предложений по схеме. Составление из слов предложения, запись. Определение последовательности событий по картинкам. Библиотека ЦОК 27 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 18 19 20 21 22 23 24 Нахождение предложений по цели высказывания. Определение участников разговора, запись диалога. Анализ содержания текста «Просто старушка» В.Осеева Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение предложений по цели высказывания. Определение участников разговора, запись диалога Библиотека ЦОК Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия. Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат. Библиотека ЦОК Определение последовательности событий по картинкам. «Зимой» С.Редозубов и др. Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение последовательности событий по картинкам. Библиотека ЦОК «Почему с тополей падает снег?» По материалам энциклопедии Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов. Библиотека ЦОК Отработка навыка правильного чтения «По пояс» По Я.Тайцу Составление предложения по схеме. Комплексная проверочная работа №3 28 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 25 26 27 28 «Хочешь знать почему?» Составление предложения из группы слов, запись. Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Выделение участников диалога, запись. Краткие ответы на вопросы. Составление предложения из группы слов, запись. Образование новых слов, противоположных по значению. Нахождение главных членов в предложении. Главная мысль текста. Поиск Самостоятельное чтение текста. Анализ информац содержания текста. Отработка навыка ии в правильного чтения. Определение тексте последовательности событий по картинкам. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации по вопросам и на основе иллюстрации «Что касается сообразительности… » А.Тихонов Определение главной Самостоятельное чтение текста. Анализ мысли текста содержания текста. Нахождение слов антонимов. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение главной мысли текста. Самостоятельное чтение текста. Анализ Отработка навыка содержания текста. Отработка навыка правильного чтения правильного чтения. Определение «Три товарища» последовательности событий по картинкам. Определение В.Осеева. темы и главной мысли текста. Ответы на вопросы. Нахождение вопросительных предложений. Выбор слов близких по значению. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. 29 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 29 30 31 32 Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия произведения. Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов. Выбор названия произведения. Библиотека ЦОК Анализ содержания текста. Определение темы и главной мысли текста «Издали на лесной опушке…» По Н. Юрцевичу Комплексная работа «Дедушка рассказывал…» По Н.Юрцевичу Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение темы и главной мысли текста. Библиотека ЦОК Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат. Проверка предметных и универсальных учебных умений. Библиотека ЦОК Комплексная проверочная работа №4 Формулировка Выделение и осознание обучающимся того, что уже несложных выводов, усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и основываясь на уровня усвоения. тексте. ИТОГО 33 часа (33 недели) за курс 1 класса 33 по курсу 30 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2 КЛАСС № 1 2 3 4 5 Тема урока Основные виды учебной деятельности учащихся Дидактические материалы, наглядные пособия + ИКТ Знакомство с текстом, анализ содержания: И.Соколова – Микитова «В лесу». Определение последовательност и текста по картинкам. Комплексная работа с текстом Л.Толстого «Два товарища» Определение цели и главной мысли текста. Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. Библиотека ЦОК Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы. Библиотека ЦОК Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий. Библиотека ЦОК Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями. Библиотека ЦОК Выстраивание речевых и устных высказываний по тексту. Формулирование вопросов к тексту Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией. Библиотека ЦОК 31 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 А.Тихонова «Где вода, там жизнь» Работа с текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки». Работа с кроссвордом и иллюстрацией. Проверочная работа за 1 четверть по тексту: «Медведко» Д.Н.МаминаСибирика Работа над ошибками. Работа с текстом В.Бехревского «Мишка под деревом» Комплексная работа с текстом И.СоколоваМикитова «На лесной дороге» Определение и формулировка цели текста Л.Яхнина «Силачи». Работа со схемой по тексту А.Тихонова «Сороки». Работа с текстом из детской энциклопедии. Комплексная работа с текстом Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения. Библиотека ЦОК Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. Библиотека ЦОК Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать ошибки. Библиотека ЦОК Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать последовательность событий. Библиотека ЦОК Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту. Библиотека ЦОК Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова. Библиотека ЦОК Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания. Библиотека ЦОК Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения. Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом. Библиотека ЦОК 32 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 15 16 17 18 19 20 21 22 К.Ушинского «Играющие собаки» Проверочная работа за 2 четверть по тексту: «Четыре желания» К.Д.Ушинского Работа над ошибками. Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу» Составление плана по тексту Е.Пермяка «Первая рыбалка» Списывание текста И.Соколова– Микитова «Белка» Работа с текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности». Высказывание своего предположения (версии). Описание героя. Комплексная работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика» Определение стиля текста С.Аксакова «Щенок». Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих достижений. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Анализировать ошибки. Применять прием сравнения. Восстанавливать предложения. Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией. Определять тип текста. Списывать текст. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному. Библиотека ЦОК Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя. Библиотека ЦОК Работать с таблицей. Ставить ударение в словах. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. 33 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 23 24 25 26 27 28 29 30 Работа с Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом. иллюстрацией к тексту Ш.Перро «Золушка». Проверочная работа Обобщение и систематизация полученных знаний. за 3 четверть Оценить результаты своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий. Работа над Определять стиль текста, лексическое значение слова. ошибками. Работа Находить абзац. Уметь определять стиль текста, с текстом лексическое значение слова, подбирать антонимы, Н.Юрцевича восстанавливать последовательность событий. «Красавица русских лесов» Пословицы. Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять Оформление главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, обложки книги. оформлять обложку. Определение стиля Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. текста Находить границы предложения. В.Танасийчука «Лосось». Восстановление Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, порядка определять стиль текста. Восстанавливать предложения. предложений в Работать с иллюстрацией. тексте В.Коржикова «Прогулка по лесу» Работа с текстом Называть героев сказки. Определять жанр произведения, арабской народной лексическое значение слова, подбирать синонимы. сказки «Хлеб и золото» Высказывание Определять жанр произведения, подбор синонимов. своего предположения 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК htts://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 (версии) по тексту К.Ушинского «Гадюка». Анализ содержания текста. 31 Определение стиля Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, текста определять стиль текста, восстанавливать предложения. М.Садовского «Зима на колесах» 32 Комплексная работа Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к с текстом В.Осеевой тексту, оформлять обложку. Уметь составлять диалог. «Кто хозяин?» 33 Проверочная работа Обобщение и систематизация полученных знаний. за год по тексту Оценить результаты своих достижений. И.Соколова – Микитова «Лоси». 34 Басни И.Крылова Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, «Кукушка и определять стиль текста, восстанавливать предложения. Петух»: формулировка выводов, основываясь на тексте. ИТОГО 34 часа (34 недели) за курс 2 класса по курсу 35 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3 КЛАСС № 1 2 3 Тема урока Основные виды учебной деятельности учащихся Дидактические материалы, наглядные пособия + ИКТ Работа со словарём. Составление высказывания по иллюстрации. Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. Библиотека ЦОК Смысловое чтение. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом. Библиотека ЦОК Определение типа текста. Восстановление пунктов плана. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном: оценивать события, героев произведения, тему текста, делить предложенный текст на части, озаглавливать их, определять тип текста, находить в тексте сравнения, подбирать к словам синонимы, проверочные слова, выписывать из текста вопросительные и восклицательные предложения, находить в предложениях грамматическую основу. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Библиотека ЦОК 36 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 4 5 6 7 8 9 Комплексная работа Читать выразительно и осознанно текст художественного по материалам произведения и выделять главное в прочитанном энциклопедии пересказывать делить текст на смысловые части, «Хочу всё знать» составлять его простой план. Подбирать проверочные слова. Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Самостоятельная работа с текстом «Бактерии» Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Определение различных средств выразительности Библиотека ЦОК Определение темы, главной мысли и типа текста. Определение стиля текста Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы. Библиотека ЦОК Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения. Работа с текстом: Делить тексты на смысловые части, составлять план заполнение таблицы. текста. Осмысление содержания прочитанного. Выбор заголовка Использовать формальные элементы текста (например, текста. Объяснение подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. значения некоторых Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и Библиотека ЦОК Осмысленное чтение. Работа с кроссвордом. 37 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 10 11 12 13 14 слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Образование словосочетаний из слов текста, подбор однокоренных слов. справочниках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Высказывать своё предположение, составлять небольшое Комплексный монологическое высказывание с опорой на авторский анализ текста текст, поиск и выделение необходимой информации. «Змеи» (по Учиться работать по предложенному учителем плану, материалам делать выводы в результате индивидуальной работы и энциклопедии) совместной работы всего класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух. Самостоятельная Определение характеристик героев с опорой на текст, комплексная работа иллюстрации. с текстом. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём Описание героя Определение стиля текста текста. Выбор Понимать текст, опираясь не только на иллюстрации к содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, фрагменту текста. структуру, выразительные средства текста Умение размышлять над содержанием произведений. Определение Определение заголовка к тексту последовательности Формулировать несложные выводы, основываясь на пунктов плана тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. текста. Списывание Осознанное и произвольное построение речевого текста. высказывания 38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 15 16 17 18 19 20 Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составление на основании текста небольшое монологическое высказывание. Работа с научнопопулярным текстом «Радуга» Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос Анализ текста Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос «Конец лета», Смысловое чтение как осмысление цели чтения, письменный ответ на извлечение необходимой информации. вопросы по тексту. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака Умение размышлять над содержанием произведений. Комплексный Осознанное и произвольное построение речевого анализ текста высказывания. «Конец лета». Самостоятельная работа. Комплексная работа Нахождение предложения, с помощью которого можно с текстом дать ответ на вопрос «Сосновый бор» По Понимать информацию, представленную в неявном виде И. Соколову (например, находить в тексте несколько примеров, Микитову доказывающих приведённое утверждение) Составление плана Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению текста. Извлечение данным Описывать по определенному алгоритму объект необходимой наблюдения, сравнивать между собой два информации. объекта, выделяя два-три существенных признака. Умение размышлять над содержанием 39 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 21 22 23 24 25 26 Комплексный анализ текста «Дельфины» (По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?») Определение темы текста «Башмачки» По Л. Киселёвой. Формулирование вопросов к тексту. Самостоятельная работа по тексту «Немецкая овчарка» По Э. Бауэру. произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Определение последовательности рисунков согласно содержанию текста Вычленять содержащиеся в тексте основные события и сопоставлять их с иллюстративным материалом. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём. Осмысление замысла и главной мысли произведения Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Диалог. Соотношение текста Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в и иллюстрации. нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Комплексная работа Определение заголовка к тексту Формулировать несложные выводы, основываясь с текстом «Весна» на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. По записям В. Васильева. Нахождение по данному началу или концу предложения Осознанное и всего предложения произвольное построение речевого Нахождение логического отрывка. 40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 27 28 29 30 31 32 высказывания. Оформление обложки книги. Выбор заголовка текста. Поиск нужной информации в тексте по вопросам. Работа с научнопопулярным текстом «Растения» По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» Комплексный анализ текста. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п. Библиотека ЦОК Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Библиотека ЦОК Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Работа с Нахождение в тексте отрывка, который поможет фрагментом текста, ответить на вопрос. формулирование Понимать информацию, представленную в вопросов. неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение Проверочная работа Проверять себя и самостоятельно оценивать свои по тексту «Калина» достижения. По И. СоколовуСписывание текста, выполнение грамматических заданий. 41 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Микитову 33 34 ИТОГО по курсу Работа над ошибками. Комплексный анализ текста. Формулирование выводов по прочитанному тексту. Выбор книги для самостоятельного чтения. Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. 34 часа (34 недели) за курс 3 класса 42 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Учебно-методический комплект «Чтение. Работа с текстом». Рабочие тетради для 1 класса, 2 класса, 3 класса. ФГОС/Крылова О.Н. Издательство «Экзамен», 2024 г. 43