Основы информационной культуры_5 класс_2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного курса «Основы информационной культуры» для 5 классов составлена на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к
результатам освоения основной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 .05 .2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования») с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебнометодического объединения по общему образованию № 3/22 от 26.06.2022) и Примерной основной образовательной
программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию № 1/22 от 18 .03 .2022) .
Примерная рабочая программа курса даёт представление о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного курса, устанавливает содержание курса, предусматривает его
структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса .

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение курса «Основы информационной культуры» в 5–х классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, обеспечивая:
• формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и
др. как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного
мировоззрения;
• формирование алгоритмического стиля мышления, как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном высокотехнологичном обществе;

• формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий
(универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
• формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое
программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная
безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
На изучение курса отводится 34 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами
цифрового окружения.
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства.
Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная
память. Устройства ввода и вывода.
Программы и данные. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы
(приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск
информации, по ключевым словам, и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по
паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое
местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.

Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком
информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные – записанная (зафиксированная) информация, которая
может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в современном обществе.

Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.

Информационные технологии
Компьютерная графика. Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовые документы. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Мультимедийные презентации. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений.
Работа с несколькими слайдами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение курса «Основы информационной культуры» направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации
обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
• ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения
информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой
трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение
и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское
воспитание:
• представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных
сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
Ценности научного познания:
• наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию;
любознательность; стремление к самообразованию;
• овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
• наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.

•

•

•

•

Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научнотехнического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом
возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в
виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение
универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
• выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
• оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
• запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия Общение:
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
• выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в
том числе при создании информационного продукта;
• принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации
информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
•

выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата
по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:
• выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
• составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других:
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам
информации.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
•

•
•
•
•
•
•
•
•

соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения;
иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; называть основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению); критически относиться к
найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем»,
«искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с
использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов;
использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для
выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс 1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время.
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройство обработки
1.1
данных
1.2

Программы и данные

Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в
Интернете
Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики

1.3

2.1

Информация и информационные процессы

Итого по разделу
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

2

Библиотека ЦОК

3

Библиотека ЦОК

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41646e
https://m.edsoo.ru/7f41646e
https://m.edsoo.ru/7f41646e

7
Библиотека ЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f41646e

3

3.1

Алгоритмы и исполнители

2

Библиотека ЦОК

3.2

Работа в среде программирования

8

Библиотека ЦОК

Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии

https://m.edsoo.ru/7f41646e
https://m.edsoo.ru/7f41646e

10

4.1

Компьютерная графика

3

Библиотека ЦОК

4.2

Текстовые документы

6

Библиотека ЦОК

4.3

Мультимедийные презентации

3

Библиотека ЦОК

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

12
2
34

https://m.edsoo.ru/7f41646e
https://m.edsoo.ru/7f41646e
https://m.edsoo.ru/7f41646e

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 5 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основные компоненты компьютера (https://youtu.be/HEvbfetdR7o)
Персональный компьютер (https://youtu.be/2ymsk4IVY8g)
Программное обеспечение компьютера. Системное ПО (https://youtu.be/clfHlrbUY1M)
Программное обеспечение компьютера. Системы программирования и прикладное ПО (https://youtu.be/MXjP2UTfm74)
Файлы и файловые структуры (https://youtu.be/10oz_RSJpNQ)
• Информатика: учебник для 5 класса, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, ООО «Бином. Лаборатория знаний», 2019
• Электронное приложение к УМК (https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/mo.php)
• Комплект цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://schoolcollection.edu.ru/).
• Библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая: разработанные комплекты презентационных
слайдов по курсу информатики; o CD-диски и DVD-диски по информатике, содержащие информационные

инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.)
Босова А.Ю., Аквилянов Н.А., ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний", Москва.
Информатика. Изучаем Алгоритмику Мой КуМир. /Мирончик Е.А.,
Куклина И. Д., Босова Л.Л., ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний", Москва.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
https://resh.edu.ru/
http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал
http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации• http://www.apkro.ru/
- сайт Модернизация общего образования
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://eor.edu.ru

«Российская электронная школа»- https://resh.edu.ru/
Образовательная онлайн-платформа « VIDEOUROKI.NET»- https://videouroki.net/
Сайт издательства «БИНОМ» - https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».