Практикум по русскому языку_7-8 класс_2024-2025

Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений
и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных
нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение
словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и
развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой),
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике
как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского
литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культурой межнационального общения.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре,
уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и
предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи
(высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить
функционально – смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с
учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации,
речевого этикета;
выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки,
привить навыки различных видов чтения;
пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые
в практической деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование
таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,
информационная переработка текстов, поиск информации в различных
источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями
общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека,
позволяющий продолжить обучение в различных образовательных
учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных
заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия
для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в
школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано
на основе компетентностного подхода.
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в
тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике
преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса
формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих

свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций,
разновидностей, стилей.
Курс «Практикум по русскому языку» непосредственно связан с
программой по русскому языку для 7-8 класса. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися,
закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в
знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание
развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного
анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и
систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с
последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Доминантой языкового образования является формирование
коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком
зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность
человека. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные
на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по
развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на
создание сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю
постепенно начать подготовку к ОГЭ. Задачи:
овладение основными текстоведческими понятиями;
развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов-рассуждений
совершенствование орфографических навыков
Рабочая программа индивидуальных групповых занятий «Практикум по
русскому языку» для 7-8 класса составлена в соответствии с требованиями
следующих нормативных документов: Федерального компонента
государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего
образования по русскому языку базового и профильного уровней в
соответствии с программами по русскому языку:
. Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому
языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9
классы. М.: Просвещение, 2011.
Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Место учебного курса в учебном плане Данная программа по курсу
«Практикум по русскому языку» рассчитана на 34 учебных часа . Благодаря
данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения,
выработать систему работы над текстом, совершенствовать орфографические
навыки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках
деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных
общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями
личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты:
понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли
в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации
речевого общения.
воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры, средству освоения морально-этических норм
достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение
речевого общения).
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности;
способность использовать русский язык как средство получения знаний в
других областях, повседневной жизни;
взаимодействие в процессе речевого общения;
овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:



1. овладение общими сведениями о языке;
усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его
уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и
грамматических категорий языка;
освоение базовых понятий лингвистики;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, употребление языковых единиц адекватно
речевой ситуации;
овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами
речевого этикета; понимание и использование грамматической и
лексической синонимии.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с
текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать
ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы работы: практикумы, сочетание групповой и индивидуальной форм
работы.
Методы и приемы:
беседа;

объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста;
составление схем, таблиц, алгоритмов
работа с деформированным текс
Виды контроля: тестирование, сочинения,
Планируемые результаты
в результате изучения курса учащиеся
овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную
точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки
смогут проводить различные виды анализа текста
создавать тексты-рассуждения на лингвистическую тему
Содержание программы
1. Повторение изученного в 5-6 кл (2 ч.)
Язык и речь. Изобразительные возможности языка. Речь устная и
письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Нормы в причастиях (8ч.)

Падежные окончания причастий. Образование причастий. Правописание
причастий. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. 3. Нормы в
деепричастиях (4 ч.)
Образование и правописание деепричастий. Пунктуация в предложениях с
деепричастным оборотом.
4. Нормы в наречиях (8ч.)
Образование и правописание наречий.
5.Нормы в предлогах(2 ч.)
Правописание предлогов.
6 Союз(4 ч.).
Синтаксические и пунктуационные нормы.
7. Частицы (2 ч.)
Правописание частиц.
8. Междометия.(2 ч.)
Роль междометий в тексте.
Тематическое планирование Учебно-тематический план
№ п Темы,
/п
разделы
1

2

3

4
5

Повторен
ие
изученног
о в 5-6 кл
Нормы в
причастия
х
Нормы в
деепричас
тиях
Нормы в
наречиях
Нормы в
предлогах

Количество часов
все практи сочине
го
кум
ния
2

8

1

4

1

8

1

2

изложе
ния

дикта тестиров
нт
ание

1

1
1

6
7
8
9

Союз
Частицы
Междомет
ия
Резерв

4
2
2
3
35

2
1

6

3

Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение
Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради
для развития речи учащихся 7-9 классов.
Анненков В.И. Анализ художественного произведения.
Аксёнова Л.А. Зачётные работы по русскому языку.: 7 кл.-М.:Изд. «Экзамен»
Кожина М.Н. Стилистика русского языка.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста.
Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование,
материалы к урокам.
Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа
по русскому языку к учебникам для 5-9 классов».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».