Пояснительная записка Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы: дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета; выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения; пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им; формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности. Общая характеристика учебного курса Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей. Курс «Практикум по русскому языку» непосредственно связан с программой по русскому языку для 7-8 класса. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ. Задачи: овладение основными текстоведческими понятиями; развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной; формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему; составление текстов-рассуждений совершенствование орфографических навыков Рабочая программа индивидуальных групповых занятий «Практикум по русскому языку» для 7-8 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программами по русскому языку: . Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); Место учебного курса в учебном плане Данная программа по курсу «Практикум по русскому языку» рассчитана на 34 учебных часа . Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над текстом, совершенствовать орфографические навыки. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения. воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения). Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни; взаимодействие в процессе речевого общения; овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1. овладение общими сведениями о языке; усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка; освоение базовых понятий лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации; овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Формы работы: практикумы, сочетание групповой и индивидуальной форм работы. Методы и приемы: беседа; объяснение учителя; исследование; наблюдение; сопоставление и анализ. Виды деятельности учащихся: контрольное списывание; составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему; анализ текста; составление схем, таблиц, алгоритмов работа с деформированным текс Виды контроля: тестирование, сочинения, Планируемые результаты в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте; совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки смогут проводить различные виды анализа текста создавать тексты-рассуждения на лингвистическую тему Содержание программы 1. Повторение изученного в 5-6 кл (2 ч.) Язык и речь. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог. 2. Нормы в причастиях (8ч.) Падежные окончания причастий. Образование причастий. Правописание причастий. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. 3. Нормы в деепричастиях (4 ч.) Образование и правописание деепричастий. Пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом. 4. Нормы в наречиях (8ч.) Образование и правописание наречий. 5.Нормы в предлогах(2 ч.) Правописание предлогов. 6 Союз(4 ч.). Синтаксические и пунктуационные нормы. 7. Частицы (2 ч.) Правописание частиц. 8. Междометия.(2 ч.) Роль междометий в тексте. Тематическое планирование Учебно-тематический план № п Темы, /п разделы 1 2 3 4 5 Повторен ие изученног о в 5-6 кл Нормы в причастия х Нормы в деепричас тиях Нормы в наречиях Нормы в предлогах Количество часов все практи сочине го кум ния 2 8 1 4 1 8 1 2 изложе ния дикта тестиров нт ание 1 1 1 6 7 8 9 Союз Частицы Междомет ия Резерв 4 2 2 3 35 2 1 6 3 Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. Аксёнова Л.А. Зачётные работы по русскому языку.: 7 кл.-М.:Изд. «Экзамен» Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов».