Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 2006 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ
РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 "О порядке
предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской
Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного
руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ"
(Российская газета, 2006, 14 января) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об осуществлении функций
классного
руководителя
педагогическими
работниками
государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений (далее - Рекомендации).
2. Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ довести Рекомендации до
государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Министр
А. Фурсенко
Приложение
к Приказу Минобрнауки России
от 3 февраля 2006 г. N 21

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ
РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой
помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату
вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам
государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и
муниципальных общеобразовательных школ".
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Основной задачей воспитания является формирование у
обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и
культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит
педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее
- классный руководитель).
В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252) (далее - Типовое положение),
на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом
общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по
организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную
образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного
учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.11.2002 N 44, зарегистрированным Минюстом России 5 декабря 2002 г. , рег. N 3997) и
Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской
местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек,

обучающиеся нескольких классов (до четырех) объединяются в класс-комплект. Независимо
от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять
не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек.

Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими
работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного
учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных
отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций
классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с
детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и
формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать
воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:

уровень

- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями)
обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых
педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы
классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами,
стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и
потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой
деятельности обучающихся в классе.

Критерии оценки осуществления функций классного
руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на
основании двух групп критериев: результативности и процесса деятельности.
Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися;
взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном
классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными
представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому
развитию обучающихся).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».