1 № 1. 1.1 1.2 1.3. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3. 4. Содержание Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Сводный учебный план Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Характеристика образовательного процесса Технологии, методы, формы, средства обучения Формы подведения итогов реализации образовательной программы (формы аттестации). Оценочные материалы. Материально-техническое обеспечение Рабочая программа воспитания Календарный план воспитательной работы. Модель выпускника хореографического коллектива Работа с родителями Литература Приложения Стр. 2 6 7 14 15 17 18 18 19 26 29 30 33 34 РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения. Более полное и гармоничное развитие личности происходит на занятиях хореографии. Занятия в танцевальных коллективах играют важную роль в формировании мировоззрения ребёнка, характера, ценностных ориентаций. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение и показало себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Направленность программы – художественная. 2 Уровень освоения программы – стартовый. Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа: − Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; − Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; − Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); − СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; − Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196" ; − Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; − Устав ОО; − Положение о дополнительном образовании МАОУ Гимназия № 210 «Корифей». Актуальность дополнительной образовательной программы Танец – неисчерпаемый источник здоровья, молодости и красоты. Искусство танца – средство воспитания в развитии личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных 3 возможностей ещё маленького человека. Органическое соединение движений, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрывают ребёнка. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Занятия хореографией способствуют формированию стройной фигуры, правильной осанки и грациозной походки, развитию физической силы, гибкости, пластики, танцевальных и музыкальных способностей. В программу включены следующие разделы: основы ритмики, с элементами гимнастики, основы классического танца, основы народного сценического танца, основы гимнастики, концертная деятельность, мероприятия познавательно-воспитательного характера. Данная программа направлена на совершенствование индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной активности (ритмика, танец). При разработке своей программы я учитывала способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Цели и задачи дополнительной образовательной программы Цель программы – укрепление здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитание настойчивости, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в программе уделяется физическому развитию ребёнка, коррекции и формированию правильной осанки; Задачи − развивающая: развивать физические данные воспитанников, развивать восприимчивость и эмоциональную отзывчивость, умение слышать музыку, чувство такта и ритма, актерскую выразительность. − мотивационная: создание комфортной обстановки на занятиях, включение в активную деятельность коллектива, поощрение. − социально-педагогическая: создать условия для общения, самовыражения, формирования дружного коллектива, формировать основы общей культуры, соответствующей требованиям современного общества, научить работать самостоятельно и в коллективе, воспитывать культуру поведения, речи; прививать любовь к родной земле, ее культуре, облагораживать чувства и мысли. − обучающая: обучить основам хореографического мастерства, познакомить с историей хореографии, ее жанрами, сформировать умение держаться на сцене и умение чувствовать партнера, заложить основы эстетических и этических знаний и представлений. − эстетическая: формировать и развивать творческий потенциал и зрительскую культуру воспитанников, эстетический вкус. − оздоровительная: сохранение здоровья детей младшего школьного возраста и формирование здорового образа жизни. 4 Основными разделами учебного курса являются: 1. Ритмика; 2. Танцевальная азбука (элементы партерного экзерсиса на полу, экзерсис у станка, классического, народного и современного танца); 3. Танцевальные движения; 4. Танцевальный репертуар. Раздел 1. Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением. Раздел 2. Танцевальная азбука содержит элементы партерного экзерсиса, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений. В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Раздел 3. Танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы. Раздел 4. Танцевальный репертуар включает народные, эстрадные и современные танцы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности. Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся. Педагог может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы те движения, , прохождение которых окажется, недоступным данному классу в связи с ограниченностью возможностей учащихся. С другой стороны, в зависимости 5 от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала. В конце каждого полугодия проводится контрольный, обобщающий или открытый урок, концерт, урок-концерт, праздник и т.д. 1.2 СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 этап программы первый год обучения (возраст воспитанников 6,5 - 8 лет) № п/п 1.1. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1 3.2. Темы Общее Теория Практика количество часов Раздел 1. Вводная часть Вводное занятие 1 0,5 0,5 Раздел 2. Учебно-тренировочная работа Ритмика с элементами 6 0,5 5,5 игры Элементы 18 5 13 классического танца Элементы гимнастики 12 2 10 Раздел 3. Танцевально-художественная работа Постановочная 12 2 10 Репетиционная 16 2 14 Итого: 66 12 54 2 этап программы второй год обучения (возраст воспитанников 8-9 лет) № п/п 1.1. 2.1. 2.2. 2.3. Разделы и темы Общее Теория количество часов Раздел 1. Вводная часть Вводное занятие 1 0,5 Раздел 2. Учебно-тренировочная работа Элементы 15 3 классического танца Основы гимнастики 10 2 Элементы народного 12 2 сценического танца Раздел 3. Танцевально-художественная работа Практика 0,5 12 8 10 6 3.1. Постановочная 12 2 10 3.2. Репетиционная Итого: 16 68 2 9,5 14 58,5 3 этап программы третий год обучения (возраст воспитанников 9-12 лет) № п/п 1.1. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4 3.1. 3.2. Разделы и темы Общее Теория количество часов Раздел 1. Вводная часть Вводное занятие 1 0,5 Раздел 2. Учебно-тренировочная работа Основы классического 14 2 танца Основы гимнастики 8 1 Основы народного 7 1 сценического танца Эстрадный танец 8 1 Раздел 3. Танцевально-художественная работа Постановочная 12 2 Репетиционная Итого: 16 68 2 9,5 Практика 0,5 12 7 6 7 10 14 58,5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Содержание учебного плана первого года обучения Раздел 1. Вводная часть (1ч) Тема 1.1. Вводное занятие Знакомство. Правила техники безопасности. Правила поведения. Игры на знакомство. Танцевальный поклон. Раздел 2. Учебно-тренировочная работа (36ч) Тема 2.1. Ритмика с элементами игры (6 ч) - Рисунок танца. Построение и перестроения. Марш. Понятие интервал, по линии танца. Колонна. Круг. Линия. Диагональ Центр. Практика: Объяснение данных понятий. Способы быстрого построения в ту или иную фигуру, рисунок (ходьба на полупальцах, на пятках, на внешней и внутренней стопе, с подниманием колен перед собой). Перестроение в колонну по одному на середине зала, по двое, по четверо. Образование нескольких линий. 7 Выполнение упражнений по диагонали зала. - Комплекс разминки Терминология. Объяснение правильного исполнения упражнений. Практика: Комплекс упражнений на разогрев мышц шеи, плеч и рук Комплекс упражнений на разогрев мышц ног, спины. Понятие «точки класса». - Упражнения на импровизацию Понятие импровизация. Игровые элементы. Фантазия. Объяснение правил игры, понятий. Импровизация на простейшие темы: «Цветок», «Утро», «Бабочки». Тема 2.2. Элементы классического танца (18 ч) Подготовительно-развивающие элементы классического танца способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляют мышцы, воспитывают выносливость, ловкость, координацию, выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости суставов. Проводится работа над танцевальной постановкой корпуса и головы, чувство апломба. Изучение позиций рук 1,2,3. Позиции ног 1,2,3,5,6 Положение en facé, epaulement, epaulement croisée, epaulement efface. Изучение точек 1 – 8. Классический экзерсис у станка. demi plie (полуприседания) по 1,2 позиции лицом к станку releve (подъем на полупальцы) по 1,2 позиции лицом к станку battement tendu (упражнения для стопы) по 1 позиции лицом к станку battement tendu с demi plie rond de jmbe par terre (полукруг носком по полу) из 1 позиции лицом к станку battement tendu jete (резкие, небольшие броски) по 1 позиции лицом к станку relevelent (подъем ноги) на 45° в сторону. - Allegro (прыжки): - sauté по l, 2 позиции, на месте и с продвижением; ehape no 5-2-5 позиции. (все движения исполняются в медленном темпе) Экзерсис на середине зала: поклон – исходное положение - свободная позиция, руки у девочек на юбочке, у мальчиков – на поясе, исполняется шаг в сторону из 1-й позиции, подставляется нога и приседание с одновременным наклоном головы; - 1и 2 port de bras. Тема 3. Элементы гимнастики (12ч) -Партерный экзерсис 8 Правила выполнения упражнений. Влияние упражнения на формирование определённых групп мышц. Практика: Комплекс упражнений для развития стопы Комплекс упражнений на эластичность и гибкость: «складочка», «корзиночка», «кошечка», мост, «берёзка». Комплекс упражнений на развитие выворотности ног: «французская лягушка», «бабочка». Комплекс упражнений для укрепления мышц живота: «махи», «лодочка», «самолетик». Комплекс упражнений для растяжки мышц ног: Наклон между широко разведённых ног, махи ногой шпагат на правую и левую ноги, поперечный. -Упражнения по диагонали Колесо. Подскоки. Подскоки назад. Галоп. Полька. Практика: Колесо на двух руках, на одной руке. Подскоки с вытянутой стопой, руки на поясе, то же самое назад. Голова повёрнута вправо или влево. Полька по 5-й позиции. Раздел 3. Танцевально-художественная работа (28ч) Тема 3.1. Постановочная работа Тема 3.2. Репетиционная работа -Танцевальные этюды: «Лягушки», «Солнечный зайчик», «Облака белогривые лошадки». -Танцы: «Веснушки», «Сон час», «Ангел летит». Содержание учебного плана второго года обучения Подведение итогов первого года обучения. Организация групп. Более глубокое изучение классического танца. Акцент на растяжку мышц и выворотности ног. Раздел 1. Вводная часть (1ч) Тема 1.1. Водное занятие Знакомство. Правила техники безопасности. Правила поведения (в особенности для новых детей). Расписание занятий. Цели и задачи второго года обучения. Раздел 2. Учебно-тренировочная работа (37ч) Тема 2.1. Элементы классического танца. (15ч) Элементы классического танца. Подготовительно-развивающие элементы классического танца (способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляют мышцы, воспитывают выносливость, ловкость, координацию): -выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости суставов. -позиции ног 1, 2,3, 5, 6; -позиции рук; -перегибы корпуса; 9 -упражнения на развитие дыхания; -элементы партерного станка, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног, подвижность тазобедренного сустава, поясничный прогиб, шаг. Проводится работа над танцевальной постановкой корпуса и головы, чувство апломба. Классический экзерсис у станка. demi plie, grand plie (полуприседания и приседание) по 1,2 и 5 позициям лицом к станку releve (подъем на полупальцы) по 1,2,5 позициям лицом к станку battement tendu (упражнения для стопы) по 1 позиции лицом к станку battement tendu с demi plie rond de jmbe par terre en dehors et en dedans (полный круг носком по полу) из 1 позиции лицом к станку battement tendu jete (резкие, небольшие броски) по 1 позиции лицом к станку. -положение ног sur le cou-de-pied «условное» и «обхватное» в медленном темпе. battement frappe (в сторону) по 1 позиции лицом к станку relevelent (подъем ноги) на 45° в сторону. Allegro (прыжки): sauté по l, 2 и 5 позициям, на месте. ehape no 5-2-5 позиции. -changement de pied 5 позиция. (темп всех движений средний, умеренный) - Экзерсис на середине класса Plie, , battements tendu, port de bras, Вращение на двух ногах по 6-й позиции на полупальцах. Практика: Комбинации в «чистом» виде. Руки на 2-й позиции – умение держать на протяжении исполнения движения. Вращения с руками на поясе, затем с руками по 2-й позиции. Правила работы головы во время вращения, умение держать «точку». - Allegro на сеедине Правила исполнения прыжков. Temps sauté. changement de pied. Практика: Temps sauté по 1-й позиции, руки в подготовительном положении (изначально с остановкой), changement de pied по 5-й позиции (изначально с остановкой и у станка), поджатые, выворотные поджатые по 1й позиции. Тема 2.2. Гимнастика (10ч) - Комплекс разминки Основные понятия: Step, double Step. Комбинации. Практика: Добавление в разминку аэробных движений. Разучивание несложных комбинаций на координацию, выносливость, разогрев тела, 10 сообразительность. Step – аэробный шаг из стороны в сторону с подставкой ноги к ноге, с добавлением рук. double Step – двойной шаг в каждую из сторон. - Партерный экзерсис Комплекс упражнений для развития стопы Комплекс упражнений для развития эластичности мышц Комплекс упражнений для верхней выворотности, растяжки мышц: Комплекс упражнений для развития гибкости позвоночника Комплекс упражнений для укрепления мышц спины, живота и рук - Упражнения по диагонали Подскоки. Галоп. Полька. Колесо. Практика: Подскоки вперёд, назад, в повороте. Галоп с правой и с левой ноги. Полька вперёд и назад. Колесо с правой и с левой ноги, на одной руке, колесо – шпагат. Тема 2.3. Элементы народного сценического танца (12 ч) Понятие народный танец, характерность. Основные положения рук. Ключи. Припадание. «Гармошка». «Ёлочка». Переменный шаг. Бегунок. Ковырялочка. Практика: 1-й (в первом полугодии),2 (во втором) ключ, переменный шаг по кругу и по диагонали, с выносом ноги вперёд на воздух, с оставлением ноги сзади, с молоточком. Соединение нескольких движений в комбинацию. Раздел 3. Танцевально-художественная работа (28ч) Тема 3.1. Постановочная работа Тема 3.2. Репетиционная работа Этюды: Зарисовка «Восточные красавицы», «Золотые рыбки» Танцы: «Солнышко», «Мамин сон», «Уморилась». Содержание учебного плана третьего года обучения Подведение итогов второго года обучения. Организация групп. Более глубокое изучение классического и народного танца. Акцент на знание комбинаций, движений, их названий, функций. Раздел 1. Вводная часть (1ч) Тема 1.1. Вводное занятие Знакомство. Правила техники безопасности. Правила поведения. Расписание занятий. Цели и задачи третьего года обучения. Раздел 2. Учебно-тренировочная работа (37ч) Тема 2.1. Основы классического танца (14ч) Термины. Определения. Значение. Правила выполнения. Классический экзерсис. -элементы станка, вырабатывают натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивают силу и эластичность ног, подвижность тазобедренного сустава, поясничный прогиб, шаг. Проводится работа над танцевальной постановкой корпуса и головы, 11 чувство апломба. -позиции ног 1, 2, 5, 6; -позиции рук; -перегибы корпуса; -упражнения на развитие дыхания; Экзерсис у станка -releve по 1,2 позициям лицом к станку demi plié, grand plie (одной рукой за палку) по 1,2,5 позициям -battements tuendu (одной рукой за палку) по 5 позиции крестом -battements tuendu jete pike (одной рукой за палку) по 5 позиции крестом. -rondе de jumb parter en dehors et en dedans (полный круг носком по полу) из 1 позиции одной рукой за палку. -fondu (лицом к станку в сторону). -relevelent (одной рукой за палку, крестом на 90°) . -grand battement (одной рукой за палку, крестом). Растяжка на станке. (движения исполняются в умеренном темпе) - Экзерсис на середине Plie, battements tendu, battements tuendu jette, rondе de jumb parter,port de bras. - Allegro Прыжки те же, что и у второго года обучения. Тема 2.2. Основы гимнастики (8ч) Термины и их определения. Комбинации. - Комплекс разминки Усложнение комбинаций. Махи из 5-й позиции в движении. Практика: Комплекс комбинаций, продолжительностью до 3х минут. Махи из 5-й позиции в движении вперёд, в сторону, назад, в кольцо. Весь комплекс разминки повторяется со второго года обучения. Тема 2.3. Основы народного сценического танца (7ч) Новые понятия. Названия. Ритм. Характерность. 1) Экзерсис у станка Штопор, подготовка к верёвочке. 2) Экзерсис на середине Port de bras., «моталочка», каблучки. Двойной удар, одиночный, притопы. Ключи, двойная дробь, дробь с продвижением. Переменный шаг. Бегунок, Tours chaines. Упражнения на равновесие Tours по 6-й позиции. Тема 2.4 Детский эстрадный танец (8ч) Ритмичные движения эстрадного танца. Движения на развитие координации. 12 -Вращения на месте и по диагонали. Прыжки. Прыжковые комбинации. -Связки на основе эстрадного танца. Раздел 3. Танцевально-художественная работа (28ч) Тема 3.1. Постановочная работа (12ч) Постановка хореографических номеров и этюдов в разных направлениях: народный танец, классический танец, эстрадный танец. Тема 3.2. Репетиционная работа (16ч) Этюды: «Цветочки», «Поворята». Танцы: «Фиалки», «Пираты», «Грустиночка». Планируемые результаты освоения курса - Формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. - Формирование знаний о сохранении, укреплении и развитии физического, духовного, эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активности обладают гармоническим развитием и высокой физической подготовленностью, высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемости утомлению культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Планируемый результат первого года обучения: правильная осанка, умение соединять движения и воспроизведение их в правильной последовательности и музыкально. Согласовывать движение с музыкой, слышать окончание фраз. Знать позиции рук и ног. Импровизировать на заданную тему. Культуру поведения на занятии. Планируемый результат второго года обучения: четко знать о темпе ритме, владеть корпусом, движением рук, головы в выученных комбинациях, знать название классических движений, правильность исполнения движений классического танца у станка. Умение исполнять движения в среднем темпе, просчитывать музыку. Пластично и музыкально исполнять движения. Владеть основами этических и эстетических знаний. Планируемый результат третьего года обучения: Умение непрерывного взаимодействия с партнером, двигательномузыкальные навыки, ориентация в танце. Партнерство, владение элементами импровизации, пластичность и выразительность. Умение коллективной работы, творческой дисциплины, анализа музыки. Эмоциональность исполнения, характерность. Пластическая выразительность. Показ всего наработанного ранее, исполнительские способности. Умение выполнять движения в различных темпах, с различной силой, амплитудой. Умение импровизировать, передавать настроение музыки. 13 Дети, прошедшие данную программу, получают возможность уже более подготовленными перейти в 4-й класс. Те, кто действительно хочет продолжить танцевать, обучаться этому виду искусства, тот приглашается в следующий этап своего развития. Появляется возможность участвовать в конкурсах, фестивалях, концертах. Даже если некоторые дети решат не обучаться хореографии дальше, они уже будут уметь быть благодарным зрителем и знать все этические и эстетические правила. Эти воспитанники уже будут отличаться от своих сверстников воспитанием, уровнем мышления, будут активно принимать участие в танцевальных композициях у себя в классе, группе. Танец навсегда будет с ними. Ведь они будут знать основы хореографического искусства, которые невозможно забыть. РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы): даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Начало учебного года - 01.09.2023 г. Окончание учебного года– 31.05.2024 г. Продолжительность учебного года – 33 недели. Продолжительность учебного года -33 недели Сроки и продолжительность 1 четверти Сроки и продолжительность осенних каникул Сроки и продолжительность 2 четверти с 01.09.2023г. по 31.10.2023 г. (количество учебных недель - 8) с 01.11.2023 г. по 07.11.2023 г. (7 календарных дней) с 08.11.2023 г. по 31.12.2023 г. (количество учебных недель - 8) 14 Сроки и продолжительность зимних с 01.01.2024 г. по 09.01.2024 г. (9 календарных дней) каникул Сроки и продолжительность с 10.01.2024 г. по 20.03.2024 г. (количество учебных недель - 9) 3 четверти Сроки и продолжительность дополнительных каникул Сроки и продолжительность весенних каникул Сроки и продолжительность 4 четверти с 7.02.2024 г. по 13.02.2024 г. (7 дней) с 7.02.2024 г. по 13.02.2024 г. (7 календарных дней) с 28.03.2024 г. по 31.05.2024 г. (количество учебных недель - 8) Сроки и продолжительность летних с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г. (92 каникул календарных дня) Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием, утвержденным директором. 2.2 Характеристика образовательного процесса В основу обучения детей младшего школьного возраста от 6,5-12 лет положено игровое начало. Но игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелёгкой и скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится её смыслом и продолжением. Здесь очень важна подборка репертуара танцев-игр, необходимо их постоянно обновлять, учитывая возраст и особенности детей. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребёнка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создаёт впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Каждый раздел программы включает в себя 3 части: учебнотренировочная работа, танцевально-художественная работа, мероприятия познавательно-воспитательного характера. 1. Вводная часть знакомит с особенностями программы, с планом деятельности, с техникой безопасности, с правилами поведения в хореографическом классе, с расписанием занятий. В неё входит знакомство воспитанников друг с другом, с педагогом. 15 2. Учебно-тренировочная работа включает в себя изучение нижеперечисленных предметов. Первый год дети изучают ритмику. Главная задача данного предмета способствовать развитию музыкальности, чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, сочетать её с движениями Основы гимнастики является одним из основных предметов в данной программе. С помощью гимнастических упражнений повышается гибкость суставов, эластичность мышц и связок. Основным предметом является основы классического танца, поэтому его элементы вводятся уже с первого года обучения, а более глубоко его начинают изучать со второго года обучения. Классика – основа основ любого вида танца, она развивает и тренирует мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность, а главное вырабатывает постановку корпуса (апломб). Народно-сценический танец считается самым весёлым, ярким и интересным. Детям даётся возможность узнать танцы, костюмы и обычаи разных народов мира. Занятия детей 7 лет проводятся с элементами игры и импровизации. Все движения выполняются под детские, малоизвестные детям песни, которые они с удовольствием поют, одновременно технически исполняя упражнение. Некоторые движения выполняются с произношением английских слов, обозначающие их. Таким образом, дети ещё и познают новый для них язык. Занятие обычно начинается с детского марша, тем самым, настраивая детей на рабочую, и в то же время игровую атмосферу. Задаётся ритм урока. Для разминки можно использовать разную музыку, это зависит от цели и задач урока. Главное, чтобы был чёткий ритм, понятный для детей. 3. Танцевально-художественная работа включает в себя постановку и репетицию танцевальных номеров. Постановочная работа подразумевает разработку идею номера, его драматургии, подбор танцевальной техники, музыки, костюма, разучивание номеров, соответствующих возрасту обучающихся. На репетициях необходимо добиваться качественного исполнения танцевальных элементов, техники и эмоциональной окраски номера. 4. Мероприятия познавательно-воспитательного характера У каждого человека есть потребность в восприятии и познании прекрасного через различные виды искусства творчества. А вот возможности реализации этих потребностей индивидуальны. Каждый мечтает получить эстетическое наслаждение на концерте, спектакле, ощутить свои потенциальные творческие силы и возможности, позволить артистам вовлечь себя в процесс сотворчества. Не каждый может быть артистом, но восприимчивым и благодарным зрителем может быть каждый человек. Эти мероприятия направлены на комплексное развитие дара детей, их способностей, тонкого, чуткого, грамотного и профессионального восприятия концертно-зрелищного действа. Впечатления. Полученные на 16 просмотрах программ в дальнейшем дети смогут использовать как личный опыт встречи с прекрасным и изящным, добрым и вечным, волшебным и мудрым, традиционным и современным. В рамках учебного плана проводится работа с детьми и родителями. Различные досуговые мероприятия внутри коллектива, между коллективами помогают сплотить детей, создать комфортные условия для общения, объединить их вокруг одного общего дела. Самостоятельная и коллективная работа разовьёт фантазию, приучит детей к труду, аккуратности, бережливому отношению к костюмам. Почти во всех мероприятиях участвуют родители, что очень важно для достижения нужных нам результатов. Они видят, чем занимается их ребёнок, показывает своим примером, что это интересно, необходимо, полезно. Это и родительские собрания, и открытые уроки, и выступления, и праздники, и походы на концерты. На различных конкурсах и концертах воспитанники могут показать свои результаты, которые будут оцениваться, - что является стимулом заниматься и работать над собой дальше. 2.3 Технологии, методы, формы, средства обучения I. По подходу к ребенку: − Личностно-ориентированные технологии II. По преобладающему (доминирующему) методу: 1. Репродуктивные − Объяснительно – демонстрационные (объяснение, рассказ, беседа, лекция, иллюстрация, демонстрация). 2. Игровые 3. Технологии коллективного творческого воспитания И.П.Иванова посредством коллективных творческих дел. Ш. По организационным формам: 1. Индивидуальная технология обучения 2. Групповые технологии 3. Технология КСО (коллективный способ обучения) IV. По категории обучающихся: 1. Массовая технология – рассчитана на усредненного ученика. 2. Технологии работы с особыми детьми: трудными воспитанниками, одаренными детьми. Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа и словесных объяснений. Эффективный метод разработан и апробирован в практике занятий с начинающими детьми преподавателем кафедры хореографии Калужского педагогического института А.А. Ивашковским. На основе экспериментальной работы им предложен ряд педагогических приёмов по танцевальному всеобучу школьников. Эти приёмы, учитывающие эмоциональные и физиологические особенности 17 современных детей, уровень их восприимчивости и интересов и многое другое, основываются, прежде всего, на законах педагогики и психологии. Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа всё усложняющихся музыкальнодвигательных навыков. Педагогической психологией введён основной закон усвоения материала: ВОСПРИНЯТЬ, ОСМЫСЛИТЬ, ЗАПОМНИТЬ, ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТ. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, а осмысление – запоминанием. Без целеустремлённости, выдержки, настойчивости со стороны ребёнка и педагога невозможно добиться силы и выносливости, которые так необходимы при выработке умений и навыков. 2.4 Формы подведения итогов реализации образовательной программы (формы аттестации). Оценочные материалы. В течение учебного года осуществляется текущий контроль за освоением учебной программы и развитием творческих способностей детей, опросы с целью проверки усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков. Первые полгода проводятся контрольные уроки, а в конце года обучения – проводятся отчетные занятия. Цель таких занятий – показать работу коллектива, его достижения родителям, коллегам, а также выявить индивидуальные особенности ребёнка. Также используются такие формы подведения итогов как участие в фестивалях, концертах, конкурсах и др. Критерии оценки эффективности результатов обучения: 1. Сформированность основных компетенций; 2. Наличие знаний теоретического материала и умение использовать их на практике; 3. Положительные результаты творческих достижений воспитанников (участие в концертах, конкурсах и фестивалях). 2.5. Материально-техническое обеспечение №п/п Оборудование 1. Танцевальный класс 2. Оборудование танцевального класса: Зеркала Музыкальный центр или компьютер 3. Единая форма для занятий 4. Костюмы к танцевальным номерам 5. Индивидуальные коврики для занятий Количество 1 1 У каждого ученика По необходимости По количеству учеников 18 6. 7. Специальная литература Музыкальный материал (флеш карта, видео) 2.6. Рабочая программа воспитания На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ, сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучение народного творчества и охраны здоровья детей. Развитие творческой личности ребенка - современное требование общества к системе образования. Современные учреждения дополнительного образования признаны обеспечивать не только воспитание и развитие общественной деятельности подрастающего поколения, но и прививать любовь к искусству, творчеству; давать возможность ребенку раскрываться, как личность, воплощать в жизнь творческие идеи. Более полное и гармоничное развитие личности происходит на занятиях хореографии. Занятия в танцевальных коллективах играют важную роль в формировании мировоззрения ребёнка, характера, ценностных ориентаций. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение и показало себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Приоритетные направления государства в области воспитания подрастающего поколения стали смысловым стержнем воспитательной программы детского хореографического коллектива «Карамельки» МАОУ СОШ №62. Воспитательная работа средствами художественно-эстетической направленности происходит в условиях реализации 4-х годичной программы детского хореографического коллектива «Карамельки». Культуросозидающая роль программы - воспитание духовнонравственного ребенка, гражданственности, патриотизма, толерантности, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Для того чтобы превратить танец в плодотворный фактор детского воспитания, в хореографическом коллективе «Карамельки» создана система широкого танцевального воспитания. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на 19 художественное и эстетическое развитие, сохранение и укрепление здоровье детей. Эти задачи решаются путём вовлечения детей с участием родителей в художественно-исполнительскую деятельность, организации учебнотворческой работы. Вся воспитательная работа в детском хореографическом коллективе условно делится на 2 уровня: I уровень: «Обучающийся и исполнитель». Воспитанник является получателем понятий, изучающий и принимающий духовно-нравственные ценности на занятиях хореографией. Происходит формирование духовнонравственных ценностей и художественно-эстетического вкуса. IIуровень: «Хореограф-и-Я». У обучающегося, как у личности, происходит развитие гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры через восприятие хореографических замыслов и постановок. Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией средствами хореографии. В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания: − развивать индивидуальные творческие хореографические способности обучающихся; − формировать гражданско-патриотические качества личности; − воспитывать желание и стремление обучающихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию; − формировать культуру здоровья; − воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Яконцепцию, нравственные качества личности; − воспитывать чувство уважения к родителям, семье; − воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству; − воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебной и трудовой деятельности; − формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами. Программа предусматривает: − воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых обучающимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе; 20 − воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми; − воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей; − посещение театров и музеев, выставок; − участие в фестивалях, конкурсах, концертных программах; − воспитание внешней культуры воспитанника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость. Формы реализации задач: − изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями). − тематические занятия; − дискуссии, диспуты; − ролевые, деловые, образовательные игры; − экскурсии, воспитательные мероприятия внутри МАОУ СОШ №62; − участие в концертных программах, фестивалях, конкурсах; проектные игры; − организация совместных праздников детей и родителей. В связи с тем, что в процессе воспитания особое внимание отводится сохранению и укреплению здоровья детей, поэтому в программе особо выделяются здоровьесберегающие технологии, используемые в процессе воспитательной работе. Тип. Содержание деятельности. Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения образовательного процесса. Технологии правильной организации образовательного процесса. 1. Благоприятная температура и влажность Психолого-педагогические технологии. 1. воздуха в помещении 2. Правильное освещение рабочего места. 1. Расписание, составлено с учётом интересов 2. 2. 3. здоровья учащихся, в соответствии с СанПиН. Организация физической активности на занятиях. Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Создание благоприятного психологического климата на занятиях. Использование технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. 21 Воспитательный процесс неразрывен с образовательной деятельностью детского хореографического коллектива. Невозможно осуществлять обучение без воспитания, как и воспитывать не обучая. Поэтому условно весь воспитательный процесс представлен в виде 2-х взаимосоставляющих блоков, которые на протяжении 3-х лет влияют на процессы формирования и развития личности: 1 блок «Изучение предмета» − Основы гармонии музыкально-пластического движения − Познание и освоение танцевальной культуры − Творческое осмысление основ танцевального искусства − Влияние танца на формирование общей культуры и творческую деятельности личности 2 блок «Психолого-педагогический аспект развития личности и воспитания» − Психолого-педагогическая диагностика − Развитие эмоциональной сферы − Воспитательная работа с детьми при поддержке родителей 3 блок. «Работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся». − Сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Блок 1. «Изучение предмета» в процессе знакомства с основами хореографического искусства, решает ряд воспитательных задач Содержание программного материала Разделы программного материала История хореографического искусства Прогнозируемый воспитательный результат Знают историю возникновения танца Продукт деятельности обучающихся Умеют ориентироваться в хореографическом искусстве, имеют общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах. Прогнозируемый воспитательный эффект Бережное отношение к культурному наследию приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству 22 Основы воспитания гармонии танцевального искусства Умеют воспринимать и музыкальные образы, передавать их в движении, согласовывать движения с характером музыки средствами музыкальной выразительности Знают о выразительности танца, его особенностях Импровизация на музыку, сочинение своих композиций и комбинаций Творческая инициатива в процессе изучения и исполнения танцев-игр, потребность в постоянном самосовершенствовании Классический и Умение красиво историко-бытовой двигаться, танец танцевать, понимать и чувствовать музыку одновременно формируя и развивая эстетический вкус и идеал. Владеют основами классической хореографии и техникой исполнения, знанием классического наследия Развитие волевых качеств, таких как: настойчивость, целеустремлённость, упорство, дисциплинированность, способность преодолевать трудности, навыкисамоконтроля, внимания,способность понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать. Народносценический танец Владеют знаниями в области танцев народов мира их характером и манерой исполнения, в том числе самобытными особенностями народного танца своей области Любовь и уважение к национальной культуре, формирование учебной мотивации. Желание познавать историю танца, развития его видов Ориентированность на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой, приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности. Мотивация воспитанников к самопознанию, Умение передовать национальный колорит, манеру исполнения народных танцев, воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения 23 самообразованию, саморазвитию. Творческая увлеченность искусством, стремление раскрыть свои способности, развивать и повышать мастерство, развитие самосознания и культуры самовоспитания, умеющими тонко чувствовать и сопереживать. Ритмика и танец Умеют проявлять творческую инициативу воспринимать развитие музыкальных образов, могут выразить свои ощущения, используя язык хореографии Могут определять и передавать движением музыкальный размер, темп, характер музыкального произведения согласовывать движения с характером музыки самостоятельно придумывать движения. Современный танец Имеют понятия о взаимосвязи и взаимовлиянии музыкального и танцевального искусства расширение знаний в области современного хореографического искусства Подготовка концертных номеров Способность самому вникать в музыкальнохореографический образ произведения, умеют применять полученные знания с пользой для себя и окружающих, развита культуры поведения на сцене и во время репетиций Умение Трудолюбие, терпение, ориентироваться в упорство в достижении стилях и результата, уверенности в направлениях себе, самостоятельность, современного открытость, помощь и танца взаимовыручка, способность к самостоятельному и неординарному мышлению и самовыражению не только в хореографии, но и вне ее. Потребность в постоянном самосовершенствовании. Владеют умением Ориентировка на создавать и творческое передавать образы самовыражение. в танцевальных Реализация знаний и композициях, умений в широких умение масштабах перевоплощаться, самоопределения и передавать самореализации. настроение людей. Развитие эмоциональнотворческой деятельности, художественного вкуса, действенно-практических способностей, самоконтроля и самооценки. Формирование личностных качеств воспитанника (умение 24 работать в коллективе, решать творческие споры, оказывать помощь участникам деятельности),развитие мотивации и личностной успешности, внимания и выносливости, самостоятельности и творческой активности, навыков коллективного взаимодействия. Блок 2. «Психолого-педагогический аспект развития личности и воспитания» полностью подчинено воспитательной работе с детским коллективом Воспитательная работа с детским коллективом Цели и задачи: Расширение общего кругозора, развитие представлений о хореографическом и театральном искусстве, привитие любви к различным видам искусства, реализация творческих способностей детей, воспитание чувства прекрасного, любовь и уважение к своей Родине, формирование творческой личности, способной к самостоятельному и неординарному мышлению и самовыражению не только в хореографии, но и вне ее, демонстрация азбуки мастерства с целью сплочённости в коллективе, творческого роста, эмоционального подъёма, организации досуга, укрепления здоровья. Блок 3. Работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Сохранение здоровья учащихся – один из основных принципов учебновоспитательном процессе хореографического коллектива «Карамельки». Цели: − Формирование у воспитанников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни Задачи: 1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса: − обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, − обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся. 2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями: 25 − организация родительского всеобуча: «Методы оздоровления детей в домашних условиях», − проведение инструктажей по технике безопасности на уроке хореографии. 3. Учебно-воспитательная работа: − использование здоровьесберегающих технологий. 4. Оздоровительно-профилактическая работа: − проведение физкультминуток, − проведение профилактических мероприятий. План работы по сохранению и укреплению здоровья детей хореографического коллектива «Карамельки», включает: а) мероприятия по технике безопасности обучающихся при занятиях хореографией; б) комплекс упражнений, способствующих развитию групп мышц и коррекции осанки на учебных занятиях; в) игры на взаимодействие в парах и группах; г) мероприятия воспитательного характера; в) вспомогательный цикл дыхательной гимнастики. 2.7 Календарный план воспитательной работы. (блок 2) Б № Название мероприятий Дата проведения Прогнозируемый воспитательный эффект 1 Предварительная подготовка к занятиям. Просмотр методических альбомов, книг, журналов, фотографий, видео и муз. материала. В течение года Мотивация воспитанников самопознанию, самообразованию, саморазвитию 2 Инструктаж по Т.Б и П.П.Б Сентябрь февраль Осознание собственной ответственности за своё здоровье и безопасность 3 Просмотр и обсуждение раз в месяц видеофильмов по хореографическому искусству. к Формирование умения ценить и беречь прекрасное 26 4 Проведение праздников, посвященных знаменательным датам: «День матери», «Новый год» «8 марта», «День семьи» Ноябрь Формирование декабрь март, самооценки, май коллектива 5 Посещение мероприятий проводимых МАОУ СОШ №62. Концертных выступлений. Октябрь, апрель. 6 Конкурсные выступления и В течение фестивальные программы года (подготовка и участие) согласно графику адекватной сплочение Сплочение детского коллектива, формирование чувства принадлежности и единого целого Взаимовыручка, взаимопонимание, формирование чувства взаимовыручки, сострадания развитие мотивации и личностной успешности 7 Просмотр публикаций о коллективе на сайте гимназии. В течении года Чувство гордости за результат совместного труда, самореализация, самосовершенствование, готовность к труду для достижения цели 8 Проведение бесед: «Мой друг, что значит дружить» Профилактика вредных привычек Здоровым быть здорово! Семья и я. Сентябрь Октябрь Февраль Март апрель Дружелюбие, толерантность, патриотизм, потребность в здоровом образе жизни Календарный план воспитательной работы (блок 3) № Название мероприятий Дата проведения Прогнозируемый воспитательный эффект 27 1 Организационное посвящённое учебного года занятие, август началу Формирование уважительного отношения к труду, человеку труда, сплочение коллектива, положительная стойкая мотивация к занятиям хореографией 2 Обучение навыкам Начало сентября безопасной работы на занятиях хореографией. Приемы и упражнения, предупреждающие травмы на занятиях хореографией. Дисциплинированность, собранность. Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью. 3 Занятие по выполнению Начало сентября воспитанниками техники Январь безопасности. Поведение детей в чрезвычайных ситуациях Формирование сопереживания, потребности бережного отношения к своему здоровью, стремления в оказании помощи близкому. 4 Беседа с родителями и воспитанниками о соблюдении санитарии, гигиены и внешнего вида на занятиях хореографией. 5 Инструктаж по Т.Б., правилам поведения в общественных местах. Формирование валеологических знаний у обучающихся и их родителей. Начало сентября Перед каждой Воспитание культуры поведения, поездкой и привитие общественных норм и выступлением правил воспитанников 6 Походы в театры и на Дни школьных Сплочение коллектива, концерты. Экскурсионные каникул формирование культуры поведения в поездки общественных местах 7 Конкурсная программа Март. Школьные «Мойдодыр» для детей каникулы по правилам гигиены и сохранению здоровья. Игровая программа «Веселые старты по хореографии». Формирование потребности в выполнении гигиены и сохранению здоровья. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, толерантности. 28 8 Отработка движений В течение всего Формирование потребности в на устранение курса обучения сохранении, укреплении здоровья. физических недостатков тела, укреплению мышц и коррекции осанки. 9 Профилактическая работа Январь по предупреждению Апрель развития «вредных» привычек: - тематические беседы: «Здоровым быть модно», «Мы выбираем здоровье», «Ваше здоровье в ваших руках», «Путешествие в страну здоровья». - просмотр видеофильмов «Я свободен, а ты?». Потребность в здоровом образе жизни, формирование культуры здоровья Воспитание чувства коллективизма, товарищества. Воспитание у обучающихся потребности в сознательной дисциплине и культуре поведения; ответственности и исполнительности. Формирование морально-нравственных качеств. 2.8 Модель выпускника хореографического коллектива Показателем результативности воспитательной программы является модель выпускника со сформированными личностными качествами: 1. Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом. 2. Формирование стойкой патриотической позиции. 3. Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям. 4. Воспитание потребности в духовном обогащении. 5. Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира. 6. Воспитание уважения к труду, человеку труда. Основные компоненты творческих способностей 1.Мотивационно-ценностный 2.Образное мышление Диагностические признаки 1.Интерес к хореографической деятельности. 2.Ценностное отношение к занятиям по хореографии. 3.Стремление овладеть искусством танца. 1.Способность самому вникать в музыкальнохореографический образ произведения. 2.Способность чувствовать красоту движения, пластики 29 и связь с музыкой. 3.Способность самому создавать художественный образ. 3.Эстетический вкус 1.Способность к эмоциональному переживанию 2.Способность оценивать эстетический уровень исполнения. 3. Развит танцевальный, художественный вкус. 4.Познавательный интерес 1.Желание познавать историю танца, развития его видов. 2.Пытливость, побуждение к приобретению новых специальных знаний. 5.Хореографические умения и 1. Имеет знания, умения, навыки по хореографии, навыки как компонент высокий уровень физической подготовки, возможности познавательной деятельности. 2.Музыкально-ритмические навыки: партерная гимнастика, элементы классического, народного, эстрадного и современного танца 3.Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.) 6.Качество личности 1.Доминантные: трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, сила воли. 2.Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой. 3.Стремится к творческой самореализации. 4.Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании. 5.Имеет сформированный образ «Я». 6.Характеризуется развитыми общими и специальными способностями. 7.Развиты коммуникативные способности. Также модель выпускника можно представить схематично: 2.9. Работа с родителями Воспитание ребенка в образовательном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в хореографическом коллективе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. 30 Цель: Организация тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением, установление единой педагогической позиции. Задачи: − Повышение педагогической культуры родителей. − Привлечение родителей к сотрудничеству, предоставить им возможность стать активными участниками деятельности коллектива. − Изучение творческих возможностей семей. − Организация совместного творчества детей и родителей. − Распространение новостей и пропаганда идей, связанных с развитием инновационных процессов в дополнительном образовании; − Привлечение родителей к активному участию в общественной жизни Коллектива «Карамельки»; − изучение общественного мнения с целью выяснения степени удовлетворенности образовательной деятельностью. Решение этих задач реализуется через следующие формы работы: − общешкольные и классные родительские собрания; − участие родителей в жизни хореографического коллектива; − организация консультаций для родителей; − ежегодные отчеты перед родителями и учителями гимназии о результатах работы за год; − открытые уроки и концертные мероприятия для родителей; − мероприятия, организуемые и проводимые для родителей, учеников и учителей; План работы с родителями № 1 Направления работы с родителями Дата проведени я Прогнозируемый воспитательный эффект для воспитанников через взаимодействие с родителями сентябрь Формирование у детей организованности и дисциплинированности. Формирование у воспитанников в здоровом образе жизни. Сплочение детского коллектива, формирование чувства толерантности Информационно-организационная деятельность. Организационное собрание: • Знакомство с расписанием и особенностями физической нагрузки ребёнка с учебным планом работы, с образовательной программой. Обсуждение плана воспитательных мероприятий коллектива на учебный год 31 • • Создание благоприятных условий для работы детского коллектива, в т.ч. привлечение спонсорской помощи родителей с целью успешного функционирования коллектива и организации поездок на фестивали, конкурсы. Итоговое собрание • Подведение итогов работы коллектива Результаты достижений детского коллектива в фестивалях, конкурсах. • Награждение родителей, принимающихсамое активное участие в жизни детского коллектива. 2 Просветительская работа. Тематические родительские собрания: • «Воспитание детей средствами хореографического искусства». • «Для чего нужны танцы» • «Искусство танца – средство воспитания и развития ребенка» • «Любовь к ребёнку - главное условие семейного и общественного воспитания», • «Влияние хореографии на физическое развитие детей, исправление врождённых недостатков осанки». 3 Консультативная работа. Групповые и индивидуальные тематические консультации: «Организация разумной деятельности во внеурочное время». «Возрастные особенности детей» «Методы поощрения и наказания» Подготовка к Новому году. Развиваем фантазию. Формирование потребности в занятиях хореографией май Сентябрь ноябрь Декабрь Март май Сентябрь ноябрь апрель Декабрь Март Формирование потребности в занятиях хореографией. Формирование у детей трудолюбия, ответственности, силы воли, чувство гордости за своих родителей. Раскрытие и развитие творческого потенциала детей, создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Воспитание уважительного отношения к культурным традициям других народов и национальностей. Формирование семейных ценностей и традиций. Воспитание уважительного отношения к старшим. Формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья. Формирование организованности и дисциплинированности, социльно-значимых ценностей и традиций, направленных на всестороннее развитие воспитанников. Формирование духовнонравственной культуры, активной жизненной позиции ребенка. Развитие чувства коллективизма, взаимовыручки. 32 4 Массовые мероприятия и воспитательная работа. Проведение открытых занятий Тема: «Передача эмоциональности в танце через художественные образы»; Тема: «Творческое осмысление основ танцевального искусства»; Организация и проведение праздников, тематических вечеров, конкурсов. Нового года и др Октябрь Ноябрь Декабрь, март, май Формирование умения управлять эмоциями, толерантности, чувства коллективизма, семейных ценностей и традиций. 3. Литература 1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Учебники для Вузов. 2001г Санкт-Петербург, 2002. 2. Азбука классического танца: Первые три года обучения. Учебнометодическое пособие для высших и средних учебных заведений искусства и культуры. / Н. П. Базарова совместно с В. П. Мей, 1983г. 3. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.:Айрис – пресс, Рольф, 2001г. 4. Бриске И.Э. Ритмика и танец. Методические рекомендации. Челябинск,1993г. 5. Ерохина О.В., Школа танца для детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г. 6. Составитель Т.К.Васильева, Секрет танца. – Санкт - Петербург: Диамант, Золотой век, 1997г. 7. Певхенен Э.Н. Классический танец: Метод. разработка для препод. Хореографии ДШИ (начальное обучение). – Челябинск, 1990г. 8. Ритмика и танец: Программа для хореографических отделений школ искусств. Сост. С.Е. Бахто. – М., 1980г. 9. Методическое пособие по ритмике (для 1-2 классов). – М. Музыка, 1972г. 10. В. Яновская «Ритмика». – М.: Музыка, 1979г. 11. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – Москва: Просвещение 1986г. 12. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984. 13. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.. 14. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981. 15. Вигман С.Л., Педагогика – М.: Проспект, 2004. 16. Гальперин С., Анатомия и физиология человека. М.: 1974 33 17. Станиславский КС. Этика. М., 1981. 18. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. 19. Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975. 20. Хореографическая школа в системе дополнительного образования детей. - Самара, 2002. 21. Никитин В.Ю. Модерн-джаз-танец. – М., 2000. 22. Яковлева Т.С. Здоровье сберегающие технологии воспитания в детском саду: примерные планы и конспекты занятий. - М.: Школьная пресса, 2005. 23.Фридман Л.М., Психология воспитания. М.: Сфера,1999. 24. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. 25. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. 4 Приложение. Партерный экзерсис.docx Классический танец.docx Мониторинг Золотарева.docx Консультации для родителей.docx 34