ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности. Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату; навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий; навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности; навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей; навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника. Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Данная рабочая программа по направлению «Азбука проектной деятельности», Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования. Программа имеет научноисследовательскую и художественно-эстетическую направленность. Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Основные задачи: Образовательные: познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности. Развивающие: формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. Воспитательные: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе. Необходимость введения курса «Азбука проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности. Обучение групповое и индивидуальное. ПЛАНИРУЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Изучение курса «Азбука проектной деятельности» в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися курса «Азбука проектной деятельности» являются: Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики: проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; Развитость трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении проектов с учётом общности интересов и возможностей членов коллектива; Метапредметными результатами освоения курса «Азбука проектной деятельности» являются: Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, проекта, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать, волевая регуляция. Умение виртуально и натурно моделировать технические объекты и технологические процессы. Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. Умение проводить рефлексию результатов и деятельности. Познавательные УУД: Умение выстраивать логическую цепочку процесса познавательно-трудовой деятельности; Умение вести исследовательскую и проектную деятельность; Умение давать определение понятий, сопоставлять, проводить анализ; Умение строить рассуждения, осознанное использование речевых средств: приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности Коммуникативные УУД: Умение организовать учебное сотрудничество и согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Умение выстраивать диалог, задавать вопросы, оппонировать. Уметь критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Предметными деятельности» являются: результатами освоения учащимися курса «Азбука проектной В познавательной сфере: Получение знаний определения «проект», о целях и задачах, этапах проектной деятельности; практическое освоение обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; овладение методами, средствами и формами графического отображения объектов или процессов чтения технологической и инструктивной информации; умение анализировать вариантов проектов по предложенным критериям; В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проведение необходимых опытов и исследований при подборе иинформации, материалов и проектировании объекта труда; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: овладение методами эстетического оформления проектной работы, рациональная эстетическая организация работ; моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; рациональный выбор детали проектной работы; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. В коммуникативной сфере: практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности; установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; В физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предполагается в конце каждого года обучения. Учитель должен помочь ученикам выбрать проект для творческого проектирования, с учётом возрастных особенностей школьников. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их. Принципиальным является характер занятий – это групповые и индивидуальные формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психологопедагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы. Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни. Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся. Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания. Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно- иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение. Формы учебных занятий: теоретические - семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические - игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях. При работе над проектом учащиеся сталкиваются с проблемой поиска информации. Поскольку в рамках школьной программы нет предмета или раздела в каком-либо предмете, специально посвященного поиску информации, учащиеся сталкиваются со сложностями. Во время обучения основным источником информации является учебник (т.к. в нем содержится необходимый минимум информации), работы с которым недостаточно для формирования информационной компетентности. Несмотря на то, что практика написания различного рода рефератов в средней школе развита, учащиеся не обучаются специально работе с каталогами. Поэтому часто ими используется информация либо рекомендованная учителем, либо подобранная по случайному принципу (например, по степени доступности - имеется дома, у друзей, книгу легко купить в магазине и т.п.). Такой подход к использованию информации не позволяет формировать информационную компетентность. Учащиеся сначала осваивают алгоритм поиска информации по заданному учителем параметру. Ученики получают представление о том, что информация в каталоге в зависимости от структуры каталога может быть представлена либо тематически, либо в алфавитном порядке; о том, как в зависимости от исходных данных выбирать тот или иной вид каталога для поиска необходимой информации. Следующий этап работы строится с учетом потребностей учеников в информации. Это может быть поиск информации для реализации проекта. При этом учащиеся получают возможность самостоятельно задавать параметры поиска: либо это поиск по алфавиту (в случае, если известны авторы/автор, у которых можно найти необходимую информацию), либо поиск в тематическом каталоге. После выполнения задания учителю целесообразно организовать коллективное обсуждение того, как ученики добывали информацию, с какими сложностями им пришлось столкнуться (неправильно заданный параметр поиска, неумение считывать информацию с карточки и т.п.) и как они с этими сложностями справлялись. Целесообразно добиться того, чтобы учащиеся составили для себя алгоритм поиска информации в каталоге, начиная с этапа установления параметра поиска. Следующий этап направлен на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов. В результате освоения данного этапа учащиеся: получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы; получат опыт: описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы; постановки задач, адекватных цели; планирования ресурсов. Научатся: обозначать проблему; формулировать цель на основании проблемы; формировать план деятельности. На данном этапе ставятся и выявляются различные ситуации и проблемы по алгоритму: ситуация, описание, признак, анализ ситуации. Происходит переход от проблемы к цели по алгоритму: Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Цель. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски. Происходит планирование деятельности по алгоритму: Постановка задачи, составление плана, текущий контроль. Введение метода проектов в образовательный процесс школы заставляет пересмотреть предназначение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Теперь это не самоценный объект изучения, а средство, позволяющее учителю как работать над формированием ключевых компетентностей учащихся, так и организовывать самостоятельное освоение информации учеником. Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Однако наиболее эффективный способ их освоения лежит не в плоскости тренировочных упражнений, формирующих определенные навыки, а в плоскости осознанного применения, позволяющего не только присвоить определенные способы деятельности, но и осознать их как свои ресурсы, т.е. сделать шаг на пути формирования компетенции. При работе учащегося над проектом умение работать с мультимедийными информационными объектами актуализируется в нескольких случаях: получение информации из мультимедиа источников; письменная коммуникация, подготовка информационного мультимедийного продукта проектной деятельности; публичное выступление, подготовка и использование электронной презентации. Данный этап направлен и нацелен на освоение пользовательских навыков в использовании ИКТ для создания, редактирования, демонстрации и печати электронных презентаций; получение учащимися опыта представления значимой для них информации в форматах, заданных культурными образцами; освоение способов соотнесения целей и содержания публичного выступления с содержанием поддерживающей презентации; освоение способов отбора информации для презентации как самостоятельного продукта письменной коммуникации. Эти навыки и способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной ключевых компетентностей. Используемая методика обучения проектной деятельности построена по модульному принципу, получившему широкое распространение в высшем и дополнительном профессиональном образовании. Каждый учебный модуль курса является моделью самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления процессом этой деятельности преподавателем, так как одновременно является: банком информации о теории и практике проектной деятельности; целевой программой действий в обучении; методическим руководством по достижению целевых образовательных результатов; формой самоконтроля знаний и их необходимой коррекции. Основная функция преподавателя в обучении по данному пособию заключается в методическом обеспечении и сопровождении обучающихся в их самостоятельной учебнопознавательной деятельности. Учебный материал программы представлен на трех взаимосвязанных уровнях: теоретико-методологическом, технологическом и практическом. Теоретико-методологический уровень (Модуль 1. «Метод проектов как современная образовательная технология») включает рассмотрение концептуальных оснований метода проектов, сущности проектирования и его методов, типологию проектов. На технологическом уровне (Модуль 2. «Разработка проекта», Модуль 3. «Защита проекта») приводится структура проекта и характеристика отдельных составляющих, рассматривается технология проектирования, требования к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты. 1 Тема Виды деятельнос ти № Количество часов Целевым образовательным результатом на практическом уровне является проектная компетентность обучающегося. Уровень сформированности проектной компетентности определяется по качеству разработанного и подготовленного к презентации «эскиза» проекта, который затем будет дорабатываться и окончательно оформляться в профессиональной деятельности обучающихся. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс Основные формы занятий - аудиторные занятия : лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, занятия в группах, групповые консультации, индивидуальные консультации. Планируемые результаты Модуль 1. «Метод проектов как современная образовательная технология» 1 Введение в учебноЛекция, Формирование мотивации и самомотивации, исследовательскую выставочн познавательного интереса, проектной работу ы й обзор деятельности. Диалог, сотрудничество, умение учащихся. Техника задавать вопросы. Расширение учебных умений безопасности и навыков о целях и задачах изучения, этапах проектной деятельности 2 Проектный метод в 1 школе. Мозговой штурм. Лекцияпрезентаци я, «мозговой штурм» 3 Структура 1 исследовательской работы. Требования к оформлению проекта. 4 Общие требования по 1 оформлению исследовательской работы Лекция, моделирова н ие, групповая работа Лекцияпрезентаци я, «мозговой штурм» 5 6 7 8 9 Исследование 1 Лекцияпрезентаци я, Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий. Понимание логики научного исследования. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. определение понятий, Оформление 1 Лекцияпояснительной презентаци записки. Титульный я, Практика лист Модуль 1. «Метод проектов как современная образовательная технология» Модуль 2. «Разработка проекта» 1 Практик Практическая Формирование мотивации и самомотивации, а работа Оформление познавательного интереса, проектной титульного листа деятельности. определение понятий, Оглавление. Эссе 1 ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, 1 ЛекцияТеоретические Формирование мотивации и самомотивации, презентаци основы познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Пректирование, моделирование, аналитическая деятельность. Цели, задачи 1 проекта, актуальность 10 Исследование. 1 11 ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. Умение строить цепь рассуждений, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Практик Формирование мотивации и самомотивации, а познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. рефлексия, волевая регуляция. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Практика Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Практическая часть. Материалы и оборудование. Практическая часть. Техника безопасности. Практическая работа. Техника безопасности. Практическая часть. Последовательность работы. Практическая работа. Последовательность работы. 1 1 Практик а 17 . Практическая работа. Последовательность работы. 1 Практик а 18 . Практическая работа. Последовательность работы. 1 Практик а 19 . Практическая работа. Цели, задачи проекта, актуальность 1 Практик а 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 1 1 1 Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность 20 . Практическая работа. Исследование. 1 Практик а 21 . Практическая работа. Материалы и оборудование. 1 Практик а 22 . Практическая работа. Деталь проектной работы. 1 Практик а 23 . Практическая работа. Деталь проектной работы. 1 Практик а 24 . Самооценка, социальноэстетическая оценка. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а 25 . Практическая работа. Социальноэстетическая оценка. 1 Практик а 26 . Экономическое экологическое обоснования. и1 Лекцияпрезента ция, Практик а 27 . Практическая работа. Экономическое экологическое обоснования. 1 Практик а 1 Лекцияпрезента ция, Практик а 1 Практик а 28 . 29 . Выводы. Практическая работа. Выводы. и Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. 30 . Подготовка к защите 1 к защите проекта Практик а 31 . Подготовка к защите 1 к защите проекта Практик а 32 . Защита проекта 1 выступлен ие 33 . Защита проекта 1 выступлен ие 34 . Защита проекта 1 выступлен ие 35 . Подведение итогов 1 обсуждени е Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления Положительное отношение к исследовательской деятельности. Интерес к новому содержанию и новому способу познания. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 Тема Виды деятельнос ти № Количество часов 6 класс Основные формы занятий - аудиторные занятия : лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, занятия в группах, групповые консультации, индивидуальные консультации. Модуль 1. «Метод проектов как современная образовательная технология» 1 Введение в учебноЛекция, Формирование мотивации и самомотивации, исследовательскую выставочн познавательного интереса, проектной работу ы й обзор деятельности. Диалог, сотрудничество, умение учащихся. Техника задавать вопросы. безопасности 2 Проектный метод в 1 школе. Мозговой штурм. Лекцияпрезентаци я, «мозговой штурм» 3 Структура исследовательской работы. Требования к оформлению проекта. (повторение) 4 Общие требования по 1 оформлению исследовательской работы Лекциябеседа моделир ован ие, группов ая работа Лекцияпрезентаци я, «мозговой штурм» 5 6 Планируемые результаты Исследование 1 1 Оформление 1 пояснительной записки. Титульный лист Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Понимание логики научного исследования, абстрактное мышление, владение научной терминологией Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. определение понятий, 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Модуль 1. «Метод проектов как современная образовательная технология» Модуль 2. «Разработка проекта» 1 Практик Практическая Формирование мотивации и самомотивации, а работа Оформление познавательного интереса, проектной титульного листа деятельности. определение понятий, Оглавление. Эссе 1 ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, 1 ЛекцияТеоретические Формирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного основы интереса, проектной я, Практика деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. 1 ЛекцияЦели, задачи Формирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного проекта, актуальность интереса, проектной я, Практика деятельности. Умение строить цепь рассуждений, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Исследование. 1 Практик Формирование мотивации и самомотивации, а познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность 1 ЛекцияПрактическая Формирование мотивации и самомотивации, презентаци часть. Материалы и познавательного интереса, проектной я, Практика деятельности. рефлексия, волевая регуляция. оборудование. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. 1 ЛекцияПрактическая Формирование мотивации и самомотивации, презента часть. Техника познавательного интереса, проектной ция, безопасности. деятельности. Умение строить цепь Практик рассуждений, определение понятий, а планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Практическая 1 Практика Формирование мотивации и самомотивации, работа. Техника познавательного интереса, проектной безопасности. деятельности. рефлексия, волевая регуляция. 1 ЛекцияПрактическая Формирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного часть. интереса, проектной я, Практика Последовательность деятельности. рефлексия, волевая регуляция. работы. 15 Практическая работа. Последовательность работы. 1 Практик а 16 Практическая работа. Последовательность работы. 1 Практик а 17 Практическая работа. Последовательность работы. 1 Практик а 18 Практическая работа. Цели, задачи проекта, актуальность 1 Практик а 19 Практическая работа. Исследование. 1 Практик а 20 . Практическая работа. Материалы и оборудование. 1 Практик а 21 Практическая работа. Деталь проектной работы. 1 Практик а 22 Практическая работа. Деталь проектной работы. 1 Практик а 23 Самооценка, социальноэстетическая оценка. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а 24 Практическая работа. Социальноэстетическая оценка. 1 Практик а Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. 25 Экономическое экологическое обоснования. 26 Практическая работа. Экономическое экологическое обоснования. 27 и1 Лекцияпрезента ция, Практик а 1 Практик а 1 Лекцияпрезента ция, Практик а и Выводы. 28 Практическая работа. Работ а над деталью проектной работы. Выводы. 1 Практик а 30 . Подготовка к защите 1 к защите проекта Практик а 31 . Подготовка к защите 1 к защите проекта Практик а 32 . Защита проекта 1 выступлен ие 33 . Защита проекта 1 выступлен ие 34 . Защита проекта 1 выступлен ие 35 . Подведение итогов 1 обсуждени е Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Пректировочные, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить анализ, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления Положительное отношение к исследовательской деятельности. Интерес к новому содержанию и новому способу познания. Способность к самооценке на основе критериев успешности проектной и исследовательской деятельности. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Виды деятельност и № Кол- во часов 7 класс Основные формы занятий - аудиторные занятия : лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, занятия в группах, групповые консультации, индивидуальные консультации. Планируемые результаты Модуль 1. «Метод проектов как современная образовательная технология» 1. Введение в 1 учебноисследовательскую работу учащихся. Техника безопасности 2. Проект и научно- 1 исследовательская работа. Мозговой штурм. 3. Структура 1 исследовательской работы. Требования к оформлению проекта. (повторение) 4. 1 Общие требования по оформлению исследовательской работы (повторение) Лекция, выставочн ы й обзор Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы. Расширение учебных умений и навыков о целях и задачах изучения, этапах проектной деятельности, их научнопрактическая ориентированность, умений анализировать варианты проектов по предложенным критериям. ЛекцияФормирование мотивации и презентаци самомотивации, познавательного я, интереса, проектной деятельности. Умение «мозговой строить цепь рассуждений, определение штурм» понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы. ЛекцияФормирование мотивации и беседа самомотивации, познавательного моделирова интереса, проектной деятельности. Умение н ие, строить цепь рассуждений, определение групповая понятий, сопоставление и анализ, работа целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Понимание логики научного исследования, абстрактное мышление, владение научной терминологией. ЛекцияФормирование мотивации и презента самомотивации, познавательного ция, интереса, проектной деятельности. Умение беседа строить цепь рассуждений, определение «мозгов понятий, сопоставление и анализ, ой целеполагание, планирование, рефлексия, штурм» волевая регуляция. Модуль 2. «Разработка проекта», 5. Исследование. 1 6. Исследование. 1 7. Оформление пояснительной записки. Титульный лист. Оглавление. 1 8. 9. 10 . Эссе 1 Цели, задачи 1 проекта, актуальность Исследование. 1 Лекцияпрезентац ия, консульта ци я. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентац познавательного интереса, проектной ия, деятельности. Умение строить цепь консульта рассуждений, определение понятий, ци я. сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. ЛекцияФормирование мотивации и презентац самомотивации, познавательного ия, интереса, проектной деятельности. Умение практика, строить цепь рассуждений, определение консульта понятий, сопоставление и анализ, ци я. целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, практика, деятельности. Умение строить цепь консультац рассуждений, определение понятий, ия сопоставление и анализ, целеполагание. планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презента познавательного интереса, проектной ция, деятельности. Умение строить цепь Практик рассуждений, определение понятий, а. сопоставление и анализ, целеполагание, Консуль планирование, рефлексия, волевая таци я. регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Практик Формирование мотивации и самомотивации, а. познавательного интереса, проектной Консуль деятельности. Умение строить цепь таци я. рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. 11 . Исследование. 12 . Теоретические основы Проектируемой детали 13 . 1 Практическая часть. Материалы и оборудование. 1 1 Практик а. Консуль таци я. Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 14 . Практическая часть. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 15 . Практическая работа. 1 Практик а. Консуль таци я. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность 16 . Практическая часть. Последовательн ость изготовления. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 17 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. 18 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. 19 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. 20 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практи ка. Консуль таци я. 21 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. 22 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практи ка. Консуль таци я. 23 . Самооценка, социальноэстетическая оценка. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно-практическая Ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, таци я. 24 . Практическая работа. социал ьно- эстетическая оценка. 1 25 . Экономическо 1 26 . е экологическое обоснования. Практическая работа. Экономическое экологическое обоснования. и 1 и 27 . Выводы. 1 28 . Экспертиза проекта 1 волевая регуляция. моделирование, мышление. Проектирование, абстрактное Практик а. Консуль таци я. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. ЛекцияФормирование мотивации и презента самомотивации, познавательного ция, интереса, проектной деятельности. Умение Практик строить цепь рассуждений, определение а. понятий, сопоставление и анализ, Консуль целеполагание, планирование, рефлексия, таци я. волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Практик Формирование мотивации и а. самомотивации, познавательного Консуль интереса, проектной деятельности. Умение таци я. строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. ЛекцияФормирование мотивации и презента самомотивации, познавательного ция, интереса, проектной деятельности. Умение Практик строить цепь рассуждений, определение а. понятий, сопоставление и анализ, Консуль целеполагание, планирование, рефлексия, таци я. волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Предварит Выявление явных недочётов, возможность е их исправления, улучшение отдельных льная экспертиза позиций проекта. проекта Модуль 3. «Защита проекта» 29 . Работа по улучшению проекта. 1 Предвар ите льная эксперти за Формирование мотивации к повышению самооценки. Предвосхищение успешного результата проекта 30 . Подготовка к защите проекта 1 Практик а. Консуль таци я. 31 . Подготовка к защите проекта 1 Практик а. Консуль таци я. 32 . Защита проекта 1 выступл ени е 33 . Защита проекта 1 выступл ени е 34 . Защита проекта 1 выступл ени е 35 . Подведение итогов 1 выступл ени е Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектно деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступлени Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Научная аргументация, навыки публичного выступления. Положительное отношение к исследовательской деятельности. Интерес к новому содержанию и новому способу познания. Способность к самооценке на основе критериев успешности проектной и исследовательской деятельности. Осознание потребности и готовности к самообразованию в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Тема Виды деятельност и № Кол- во часов ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс Основные формы занятий - аудиторные занятия : лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, занятия в группах, групповые консультации, индивидуальные консультации. Планируемые результаты Модуль 1. «Метод проектов как современная образовательная технология» 1. Введение в 1 учебноисследовательскую работу учащихся. Техника безопасности 2. Проект и научно- 1 исследовательская работа. Мозговой штурм. 3. Структура 1 исследовательской работы. Требования к оформлению проекта. (повторение) Лекция, выставочн ы й обзор Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы. Расширение учебных умений и навыков о целях и задачах изучения, этапах проектной деятельности, их научнопрактическая ориентированность, умений анализировать варианты проектов по предложенным критериям. ЛекцияФормирование мотивации и презентаци самомотивации, познавательного я, интереса, проектной деятельности. Умение «мозговой строить цепь рассуждений, определение штурм» понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы. ЛекцияФормирование мотивации и беседа самомотивации, познавательного моделирова интереса, проектной деятельности. Умение н ие, строить цепь рассуждений, определение групповая понятий, сопоставление и анализ, работа целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Понимание логики научного исследования, абстрактное мышление, владение научной терминологией. 4. 1 Общие требования по оформлению исследовательской работы (повторение) Лекцияпрезента ция, беседа «мозгов ой штурм» Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Модуль 2. «Разработка проекта» 5. Исследование. 1 6. Исследование. 1 7. Оформление пояснительной записки. Титульный лист. Оглавление. 1 8. 9. Эссе 1 Цели, задачи 1 проекта, актуальность Лекцияпрезентац ия, консульта ци я. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентац познавательного интереса, проектной ия, деятельности. Умение строить цепь консульта рассуждений, определение понятий, ци я. сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. ЛекцияФормирование мотивации и презентац самомотивации, познавательного ия, интереса, проектной деятельности. Умение практика, строить цепь рассуждений, определение консульта понятий, сопоставление и анализ, ци я. целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презентаци познавательного интереса, проектной я, практика, деятельности. Умение строить цепь консультац рассуждений, определение понятий, ия сопоставление и анализ, целеполагание. планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. ЛекцияФормирование мотивации и самомотивации, презента познавательного интереса, проектной ция, деятельности. Умение строить цепь Практик рассуждений, определение понятий, а. сопоставление и анализ, целеполагание, Консуль планирование, рефлексия, волевая таци я. регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, 10 . Исследование. 1 Практик а. Консуль таци я. 11 . Исследование. 1 Практик а. Консуль таци я. 12 . Теоретические основы Проектируемой детали 13 . 1 Практическая часть. Материалы и оборудование. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 14 . Практическая часть. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 15 . Практическая 1 Практик работа. а. Консуль таци я. 16 . Практическая часть. Последовательн ость изготовления. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 17 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. 18 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. 19 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. 20 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практи ка. Консуль таци я. 21 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практик а. Консуль таци я. познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Расширение учебных умений и навыков, их научно- практическая ориентированность. 22 . Практическая работа. Работа над деталью проекта. 1 Практи ка. Консуль таци я. 23 . Самооценка, социальноэстетическая оценка. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 24 . Практическая работа. социал ьно- эстетическая оценка. 1 Практик а. Консуль таци я. 25 . 1 Экономическо е и экологическое обоснования. Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 26 . Практическая работа. Экономическое экологическое обоснования. 1 Практик а. Консуль таци я. 1 Лекцияпрезента ция, Практик а. Консуль таци я. 27 . Выводы. и Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научно-практическая Ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и навыков, их научнопрактическая ориентированность. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. 28 . Экспертиза проекта 1 Предварит е льная экспертиза проекта Выявление явных недочётов, возможность их исправления, улучшение отдельных позиций проекта. Предвар ите льная эксперти за проекта Практик а. Консуль таци я. Формирование мотивации к повышению самооценки. Предвосхищение успешного результата Модуль 3. «Защита проекта» 29 . Работа по улучшению проекта. 1 30 . Подготовка к защите проекта 1 31 . Подготовка к защите проекта 1 Практик а. Консуль таци я. 32 . Защита проекта 1 выступл ени е 33 . Защита проекта 1 выступл ени е 34 . Защита проекта 1 выступл ени е Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступления. Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектно деятельности. Умение представлять результаты, навыки публичного выступлени Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Научная аргументация, навыки публичного выступления. 35 . Подведение итогов выступл ени е 1 Положительное отношение к исследовательской деятельности. Интерес к новому содержанию и новому способу познания. Способность к самооценке на основе критериев успешности проектной и исследовательской деятельности. Осознание потребности и готовности к самообразованию в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 2 3-4 5 6 7-8 Тема Виды деятельност и № Кол- во часов 8 класс Основные формы занятий - аудиторные занятия : лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, занятия в группах, групповые консультации, индивидуальные консультации. Планируемые результаты Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч) Выбор темы 1 Лекция, беседа исследования Формирование мотивации и проектной работы . самомотивации, познавательного Анализ и интереса, проектной деятельности. Умение синтез. строить цепь рассуждений, определение Лекцияпонятий, сопоставление и анализ, Цели и задачи 1 презентация, целеполагание, планирование, рефлексия, исследования. Выбор «мозговой волевая регуляция. Диалог, детали проектной штурм» сотрудничество, умение задавать вопросы. работы. Лекция- беседа Расширение учебных умений и навыков о Проблема и2 целях и задачах изучения, этапах моделирован обстоятельства. ие, групповая проектной деятельности, их научнопрактическая ориентированность, умений работа Лекцияанализировать варианты проектов по Мыслительные 1 презентация предложенным критериям. операции. Практика. , беседа, Умение распознавать ситуацию по ее Анкетирование. «мозговой признакам, характеризовать желаемую Эксперимент. штурм» ситуацию. Методы исследования. 1 Лекция, Умение обозначать проблему, Сбор материала беседа, формулировать цель на основании для проектной работы. обсуждение. проблемы, формировать план деятельности. Модуль 2: Работа с источниками (4 ч) Каталог. Составление Лекция, Формирование мотивации и самомотивации, каталогов. Поиск 2 практическая познавательного интереса, проектной информации. работа деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, Карточный и электронный каталог. Поисковые системы. 2 Оформление запросов. Сбор материала для детали проектной работы сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Расширение учебных умений и 9навыков, их научнопрактическая 10 ориентированность. Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Самостоятельная работа с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Умение пользоваться каталогами. Модуль 3: Работа со справочной литературой (2 ч) Практическая Получение представления о работа структурировании информации в 11 Виды справочной 1 справочной литературе; получить опыт литературы. Практическая работы со справочной литературой, сбор и изучение информации. Поиск оптимального Составление тезауруса работа способа достижения цели проекта (анализ (словарика). Работа с альтернативных решений), построение терминами и понятиями 1 алгоритма деятельности. Составление плана 12 реализации проекта. Находить информацию в справочной литературе; сопоставлять информацию из разных источников. Модуль 4: Способы первичной обработки информации (13 ч) 13 Чтение текста с1 Практическая Формирование мотивации и самомотивации, маркированием. познавательного интереса, проектной работа деятельности. Умение строить цепь Практическая работа Практическая 14 1 рассуждений, определение понятий, «Чтение текста с работа сопоставление и анализ. маркированием». Актуализация имеющихся знания по теме; Организация Практическая 15 1 различать новую и известную информацию; информации с работа определять противоречия между имеющейся помощью и новой информацией; денотатного графа (способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия) 16 Коллаж, подбор 1 Практическая фотографического работа материала, разработка, составление инфографики. 17 Способы первичной 1 обработки информации. Оформление «Введения 188 проекта».Написание 25 Основной части проекта, «Заключение» Практическая работа Лекция, Практическая работа Лекция Практическая работа Формирование мотивации и самомотивации, познавательного интереса, проектной деятельности. Умение строить цепь рассуждений, определение понятий, сопоставление и анализ, целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Проектирование, моделирование, абстрактное мышление. определять отсутствие или недостаток информации; излагать информацию с помощью ключевых слов; задавать вопросы; представлять информацию в табличной форме. Модуль 5: Выступление. (10 ч) 26 Планирование 1 публичного выступления. Отбор примеров для выступления. 27 Систематизация 1 информационного материала. Работа с презентацией 28 1 и защитным словом 29 Взаимодействие с1 аудиторией 30- Защита проекта. 4 34 35 Подведение итогов 1 Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Планируемые результаты изучения курса учащимися определены по каждому образовательному модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, с учетом требований, предъявляемых к проектной деятельности учащихся, а также критериев оценки сформированности компетентностей учащихся. Контроль выполнения заданий предполагается как во время группового обсуждения, так и во время индивидуальных консультаций. Показателем успешности освоения программы модуля станет использование приемов обработки первичной информации во время выполнения проекта и в процессе обучения вообще. В результате изучения элективного курса «Азбука проектной деятельности» ученики должны проявлять ключевые учебные компетенции при: разрешении проектных проблем; работе с информацией; коммуникации в сотрудничестве. Требования к уровню сформированности ключевых компетенций. Ученик: формулирует и анализирует проблему; определяет стратегию решения проблемы; анализирует потребность окружающих в использовании продукта; определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения; выбирает адекватные цели проекта информационные источники; делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности; определяет адекватные цели средства письменной коммуникации; успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы. Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ) № п/п Оцениваемые параметры 1. Актуальность поставленной задачи:- имеет большой практический и теоретический интерес; — носит вспомогательный характер; — степень актуальности определить сложно; — не актуальна; Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования; — недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; — проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. Оригинальность методов решения задачи исследования:- решены новыми, оригинальными методами; — имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; — используются традиционные методы решения. 2. 3. Оценка в баллах 3 2 1 0 2 1 0 3 2 1 4. 5. 6. 7. 8. Новизна полученных результатов:- получены новые теоретические и практические результаты; — разработан и выполнен оригинальный эксперимент; — имеется новый подход к решению известной проблемы; — имеются элементы новизны; — ничего нового нет. Практическая значимость работы:- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения; — можно использовать в научной работе школьников; — можно использовать в учебном процессе; — не заслуживает внимания. Уровень проработанности исследования, решения задач:- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования; — недостаточный уровень проработанности решения; — решение не может рассматриваться как удовлетворительное. Эрудированность автора в рассматриваемой области:- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений; — использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. Качество оформления работы:- работа оформлена грамотно; — есть замечания по оформлению работы; — не соответствует требованиям оформления. ИТОГО 4 3 2 1 0 3 2 1 0 2 1 0 1 0 2 1 0 20 баллов Критерии оценки докладов № п / п Оцениваемые параметры Оценка в баллах 1 . Качество доклада:- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; 3 2 1 0 2 . — четко выстроен; — рассказывается, но не объясняется суть работы; — зачитывается. Использование демонстрационного материала:- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался; — использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; — представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. Качество ответов на вопросы:- отвечает на вопросы; 1 — не может ответить на большинство вопросов; — не может четко ответить на вопросы. Владение научным и специальным аппаратом:- показано специальным аппаратом; 2 1 3 3 . 4 . владение 2 0 3 — использованы общенаучные и специальные термины; ИТОГО 2 20 баллов Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ., оценивается, как зачет\незачет. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. 2. 3. Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор. Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания. Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий