От слова - к предложению, от предложения - к тексту_10-11 класс_2024-2025

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер —
24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Программа курса предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательной школы; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели элективного предмета:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению заданий 27 ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных
в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

1.
2.
3.
4.

Задачи элективного предмета:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 класса, рассчитана на 34 часа в каждом классе. Введение элективного курса,
как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что задание 27 ЕГЭ составляет 1/2 от общего
количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в
вуз. Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно
овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с
целью успешной сдачи ЕГЭ.
В 27 задании экзаменационного текста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинениярассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной
компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих текстов, компетентности выпускника, важной не только
для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.
1

Задание 27 Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно
внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить
наивысший балл, что является актуальностью курса.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями,
необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Будущие выпускники учатся работать с информацией, заложенной в
тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают.
Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно
организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных
ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием
значения терминов, используемая в формулировке задания 27 и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только
научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов
ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа
сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания 27 на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями
оценки.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания 27 ЕГЭ.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста,
систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит
комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем
изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на
основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и
основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и
навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика
главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и
соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает
следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
2

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную
деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств
языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и
структурой ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
 основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
 определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
 виды текста;
 определение понятий «вступление» и «заключение»;
 что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
 указывать средства связи между частями текста;
 определить тему и основную мысль текста;
 определить тип и стиль речи;
 использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах
языка при анализе текста;
 понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

анализировать форму исходного текста;

находить характерные для исходного текста языковые средства;

создавать связное высказывание;

излагать последовательно собственные мысли;

использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной
стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по
данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Содержание тем учебного предмета, курса
10 класс
РАЗДЕЛ I
3

Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические,
морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления,
фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза,
художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание,
риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного
стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
1. написание сочинений-рассуждений;
2. редактирование.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Название темы, раздела, урока, внутрипредметного модуля
урока
Стилистический и типологический анализ текста (8 часов)
1
Текст. Тема и основная мысль текста
2
Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте
3
Выделение микротем в тексте
4

Количество часов, отводимых на
изучение каждой темы
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Лексические средства организации текста
Морфологические средства организации текста
Синтаксические средства организации текста
Стили речи
Типы речи
Лингвистический анализ текста (9часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления.
Фразеологизм
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора,
аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора,
аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические
конструкции
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические
конструкции
Анализ текста. (3 часа)
Содержание исходного текста
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного,
публицистического, разговорного стилей
Рецензия. Эссе
Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)
Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки
заданий с развернутым ответом.
Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.
Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34

Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению.
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме,
аргументация своей позиции.
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме,
аргументация своей позиции.
Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Тренировочные сочинения.
Тренировочные сочинения.

1
1
1
1
1
1
1

Содержание тем учебного предмета, курса
11 класс
Раздел I
Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности
языка. Речь устная и письменная. Словесное общение. Монолог. Понятие внутреннего монолога. Диалог. Полилог. Анализ примеров из
художественных текстов.
Раздел II
Единицы языка (4 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка.
Слова-предложения и их роль в тексте.
Раздел III
Текст и его основные понятия (8 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Основная мысль. Проблема. Контекст. Подтекст. Затекст. Средства связи предложений в тексте.
Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь. Интонация и логическое ударение. Как завладеть вниманием слушателей.
Раздел IV
Стили речи (8 ч.)

6

Стили речи и их особенности. Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили.
Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Анализ текста публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Сжатие текста художественного стиля.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.
Официально-деловой стиль речи и его структура. Составление официально-деловых документов.
Разговорный стиль речи и его особенности.
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.
Раздел V
Система работы над текстом (8 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте.
Система работы над анализом текста. От слова к тексту.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п

Тема занятия

Форма контроля

Дата
по плану

Язык и речь – 5 ч.
1.

Язык и речь. Язык - знаковая система сознание. Мысль и
слово.

Презентация.

2.

Изобразительные возможности языка.

Исследовательская
работа.

3.

Речь устная и письменная. Словесное общение.

Беседа, составление
высказываний по
теме.

4.

Монолог. Диалог. Полилог.

Составление
высказываний на
7

по факту

Примечание

лингвистическую
тему.
5.

Анализ примеров из художественных текстов.

Практикум.
Единицы языка – 4 ч.

6.

Слово как универсальная единица языка.

Беседа.

7.

Прямое и переносное значение слов. Виды переносных
значений.

Работа со словарями.
Составление схем,
таблиц алгоритмов.

8.

Предложение как единица языка.

Беседа,
редактирование
предложений и
текстов.

9.

Слова-предложения и их роль в тексте.

Редактирование
предложений и
текстов.
Текст и его основные понятия – 8 ч.

10.

Текст. Тема текста.

Составление
высказываний на
лингвистическую
тему.

11.

Микротема и абзац.

Составление
высказываний на
лингвистическую
тему.

12.

Основная мысль. Проблема.

Работа с научной и
публицистической
литературой.

13.

Контекст. Подтекст. Затекст.

Практикум.

14.

Средства связи предложений в тексте.

Составление текста по
образцу.
8

15.

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь.

Составление текста с
определенным видом
связи по образцу.

16.

Интонация и логическое ударение.

Беседа, речевой
практикум.

17.

Как завладеть вниманием слушателей.

Практикум.
Стили речи – 8 ч.

18.

Стили речи и их особенности.

Работа в группах.
Анализ текста,
публичная защита.

19.

Проблема и аргументы в текстах публицистического
характера. Анализ текста публицистического стиля.

Работа с научной и
публицистической
литературой.

20.

Художественный стиль речи и его структура. Сжатие текста
художественного стиля.

Работа в группах,
составление
обрамлений к
рассказу.

21.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном
стиле речи.

Создание и
рецензирование
собственного текста.

22.

Официально-деловой стиль речи и его структура.
Составление официально-деловых документов.

Беседа, образцы
документов.

23.

Разговорный стиль речи и его особенности.

Практикум.

24.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

Составление текста по
образцу.

25.

Тексты смешанного типа.

Работа с научной и
публицистической
литературой, подбор
текстов.
Система работы над текстом – 8 ч.
9

26.

Виды анализа прозаического текста.

Лекция.

27.

Лингвистический анализ.

Беседа, анализ текста.

28.

Анализ поэтического текста.

Анализ текста.

29.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

Беседа, анализ текста.

30.

Лексико-семантический анализ.

Практическая работа.

31.

Анализ произведения в контексте.

Анализ текста.

32.

Система работы над анализом текста.

Практическая работа.

33.

От слова к тексту.

Круглый стол.

34.

Резервное занятие.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».