Разноаспектный анализ текста_10-11 класс_2024-2025

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Программа

курса

предназначена

для

обучения

учащихся

10-11

классов

общеобразовательной школы; рассчитана на 34 часа в каждом классе (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры
как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах
познания;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность
навыков сотрудничества;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.
Метапредметные результаты:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа, синтеза, сравнения;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и
письмом;
- умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной
цели, условий общения, адресата и т. д.);
- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
- умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и
корректировать деятельность;

- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций.
Предметные результаты:
 представления об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и
общества;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
 усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой
стили,

язык

художественной

литературы;

жанры

научного,

публицистического,

официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка,

основными

лексическими,

нормами

русского

грамматическими,

литературного

орфографическими,

языка

(орфоэпическими,

пунктуационными),

нормами

речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
 опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
 проведение

различных

словообразовательный,

видов

лексический,

анализа

слова

(фонетический,

морфологический),

морфемный,

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям

языка,

особенностей

языкового

оформления,

использования

выразительных средств языка;
 понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
 осознание

эстетической

функции

родного

языка,

способность

оценивать

эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Предметные результаты освоения учебной программы

В результате освоения элективного курса «Разноаспектный анализ текста»
обучающиеся научатся:
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты

определенной

функционально-смысловой

принадлежности

(описание,

повествование, рассуждение;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
В результате освоения элективного курса «Разноаспектный анализ текста» в 10
классе обучающиеся получат возможность научиться:
–

соблюдать

в

речевой

практике

основные

орфоэпические,

лексические,

грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

Основное содержание программы в 10 классе
Введение – 6 часов
Текст и его признаки. Смысловая и грамматическая связь предложений в текст.
Проблема текста. Комментарий проблемы. Стиль текста. Тип речи. Жанровое своеобразие
текстов разных стилей речи.

Художественный текст как объект исследования.

Виды анализа текста – 4 часа
Виды анализа текста. Речеведческий анализ. Лингвистический анализ. Смысловой
(содержательный) анализ. Аспекты комплексного анализа научного текста.
Комплексный анализ научных текстов – 6 часов
Аспекты комплексного анализа научного текста. Лингвистический анализ. Идейнотематический анализ. Проблемный анализ научных текстов. Комплексный анализ научного
текста
Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
Комплексный анализ текстов официально-делового стиля – 5 часов
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте официально-делового
стиля. Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки,
рецепт, объявление, распоряжение, приказ и т.п.
Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
Комплексный анализ разговорных текстов – 13 часов
Особенности текстов разговорного стиля. Анализ монолога, диалога, полилога
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе
Итого: 34 часа

Тематическое планирование курса
№
п/п

Содержание

Количество
часов

1

Введение

6

2

Виды анализа текста

4

3

Комплексный анализ научных текстов

6

4

Комплексный анализ текстов официально-делового стиля

5

5

Комплексный анализ разговорных текстов

13

ИТОГО:

34

Календарно-тематическое планирование
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16

17
18

19

20
21

22
23
24
25

Наименование разделов и тем
Введение – 6 часов
Текст и его признаки.
Смысловая и грамматическая связь предложений в
тексте
Проблема текста. Комментарий проблемы
Стиль текста. Тип речи.
Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи
Художественный текст как объект исследования
Виды анализа текста – 4 часа
Виды анализа текста. Речеведческий анализ
Виды анализа текста. Лингвистический анализ
Виды анализа текста. Смысловой
(содержательный) анализ.
Аспекты комплексного анализа научного текста.
Речеведческий анализ
Комплексный анализ научных текстов – 6
часов
Аспекты комплексного анализа научного текста.
Лингвистический анализ.
Идейно-тематический анализ
Проблемный анализ научных текстов.
Комплексный анализ научного текста
Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным
дисциплинам
Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным
дисциплинам
Комплексный анализ текстов официальноделового стиля – 5 часов
Смысловая и грамматическая связь предложений в
тексте официально-делового стиля
Жанровое своеобразие текстов официальноделового стиля: инструкция, памятки, рецепт,
объявление, распоряжение, приказ и т.п.
Жанровое своеобразие текстов официальноделового стиля: инструкция, памятки, рецепт,
объявление, распоряжение, приказ и т.п.
Работа с деловыми текстами, представленными в
КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
Работа с деловыми текстами, представленными в
КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
Комплексный анализ разговорных текстов – 13
часов
Особенности текстов разговорного стиля
Анализ монолога, диалога, полилога
Анализ монолога, диалога, полилога
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
разным дисциплинам

Плановые сроки прохождения

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по
русскому языку и литературе

Основное содержание программы в 11 классе
Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимосвязи формы и
содержания.( 6 часов)
Структура художественного текста. Форма и содержание. Тема и микротема текста. Сюжет
и композиция художественного произведения.
Авторская позиция и способы ее выражения.
Интерпретация художественного произведения.(5 часов)
Конфликт в поэтике произведения. Литературный герой (персонаж, характер, тип).
Функции пейзажа в произведении. Портрет в художественном произведении. Детальный
анализ текста. Роль символов в художественном произведении.
Изобразительно-выразительные средства – «ключи» к пониманию текста.(8 часов)
Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс). Лексические средства
выразительности (тропы). Синтаксические средства выразительности. Стилистические
средства выразительности. Общее понятие о системах стихосложения. Звуковые средства
художественной изобразительности.
Пути анализа художественного текста.(16 часов)
Ритмико-интонационный анализ текста. Явление звукописи в художественной литературе.
Фонетический анализ художественного текста.
Анализ текста с точки зрения его стилистических особенностей. Хронотопическое чтение,
трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных
проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда
произведений писателя.
Название темы

Количество
часов,
отводимое на

Формы текущего
контроля успеваемости по
теме, примерные

освоение темы сроки контроля
1

Анализ художественного текста

1

как способ изучения
литературного произведения.
2

Структура художественного

1

текста. Форма и содержание
3

Тема и микротема текста.

1

4

Сюжет и композиция

1

художественного произведения

5

Авторская позиция и способы ее

1

выражения
6

Мастерская по подготовке

1

восприятия художественного
текста
7

Конфликт в поэтике произведения

1

8

Литературный герой (персонаж,

1

характер, тип)
9

Функции пейзажа в произведении

1

10

Портрет в художественном

1

произведении
11

Художественная деталь. Символ

1

12

Фонетические средства

1

выразительности (аллитерация,
ассонанс)
13

Лексические средства

1

выразительности (тропы)
14

Синтаксические средства

1

выразительности
15

Стилистические средства

1

выразительности
16

Общее понятие о системах

1

стихосложения
17

Звуковые средства

1

художественной
изобразительности
18

Рифма. Ритм и интонация в прозе.

1

19

Практическая работа

1

«Художественный анализ
лирического текста».
20

Ритмико-интонационный анализ

1

текста
21

Явление звукописи в

1

художественной литературе.
22

Фонетический анализ
художественного текста.

1

23

Лексико-семантический анализ

1

текста
24

Лексика с точки зрения её

1

происхождения и сферы
употребления
25

Стилистические фигуры.

1

26

Изобразительные возможности

1

слов.
27

Лексико-семантический анализ

1

художественного текста.
28

Лингвостилистический анализ

1

текста
29

Изобразительные возможности

1

словообразовательных средств.
30

Изобразительно-выразительные

1

возможности морфологических
форм.
31

Пространство и время в

1

художественных произведениях.
32

Лингвостилистический анализ

1

художественного текста.
33

Хронотопический анализ

1

художественного текста.
34

Идейно-образный анализ

1

художественного текста.
Комплексный анализ текста

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».