Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Программа курса предназначена для обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы; рассчитана на 34 часа в каждом классе (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения элективного курса Личностные результаты: - бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке; - потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; - готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества; - эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей. Метапредметные результаты: - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения; - умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом; - умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.); - свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом; - умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность; - умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций. Предметные результаты: представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными лексическими, нормами русского грамматическими, литературного орфографическими, языка (орфоэпическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных словообразовательный, видов лексический, анализа слова (фонетический, морфологический), морфемный, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Предметные результаты освоения учебной программы В результате освоения элективного курса «Разноаспектный анализ текста» обучающиеся научатся: – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); В результате освоения элективного курса «Разноаспектный анализ текста» в 10 классе обучающиеся получат возможность научиться: – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Основное содержание программы в 10 классе Введение – 6 часов Текст и его признаки. Смысловая и грамматическая связь предложений в текст. Проблема текста. Комментарий проблемы. Стиль текста. Тип речи. Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи. Художественный текст как объект исследования. Виды анализа текста – 4 часа Виды анализа текста. Речеведческий анализ. Лингвистический анализ. Смысловой (содержательный) анализ. Аспекты комплексного анализа научного текста. Комплексный анализ научных текстов – 6 часов Аспекты комплексного анализа научного текста. Лингвистический анализ. Идейнотематический анализ. Проблемный анализ научных текстов. Комплексный анализ научного текста Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Комплексный анализ текстов официально-делового стиля – 5 часов Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте официально-делового стиля. Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и т.п. Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Комплексный анализ разговорных текстов – 13 часов Особенности текстов разговорного стиля. Анализ монолога, диалога, полилога Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Итого: 34 часа Тематическое планирование курса № п/п Содержание Количество часов 1 Введение 6 2 Виды анализа текста 4 3 Комплексный анализ научных текстов 6 4 Комплексный анализ текстов официально-делового стиля 5 5 Комплексный анализ разговорных текстов 13 ИТОГО: 34 Календарно-тематическое планирование №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Наименование разделов и тем Введение – 6 часов Текст и его признаки. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте Проблема текста. Комментарий проблемы Стиль текста. Тип речи. Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи Художественный текст как объект исследования Виды анализа текста – 4 часа Виды анализа текста. Речеведческий анализ Виды анализа текста. Лингвистический анализ Виды анализа текста. Смысловой (содержательный) анализ. Аспекты комплексного анализа научного текста. Речеведческий анализ Комплексный анализ научных текстов – 6 часов Аспекты комплексного анализа научного текста. Лингвистический анализ. Идейно-тематический анализ Проблемный анализ научных текстов. Комплексный анализ научного текста Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Комплексный анализ текстов официальноделового стиля – 5 часов Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте официально-делового стиля Жанровое своеобразие текстов официальноделового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и т.п. Жанровое своеобразие текстов официальноделового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и т.п. Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Комплексный анализ разговорных текстов – 13 часов Особенности текстов разговорного стиля Анализ монолога, диалога, полилога Анализ монолога, диалога, полилога Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам Плановые сроки прохождения 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе Основное содержание программы в 11 классе Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимосвязи формы и содержания.( 6 часов) Структура художественного текста. Форма и содержание. Тема и микротема текста. Сюжет и композиция художественного произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Интерпретация художественного произведения.(5 часов) Конфликт в поэтике произведения. Литературный герой (персонаж, характер, тип). Функции пейзажа в произведении. Портрет в художественном произведении. Детальный анализ текста. Роль символов в художественном произведении. Изобразительно-выразительные средства – «ключи» к пониманию текста.(8 часов) Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс). Лексические средства выразительности (тропы). Синтаксические средства выразительности. Стилистические средства выразительности. Общее понятие о системах стихосложения. Звуковые средства художественной изобразительности. Пути анализа художественного текста.(16 часов) Ритмико-интонационный анализ текста. Явление звукописи в художественной литературе. Фонетический анализ художественного текста. Анализ текста с точки зрения его стилистических особенностей. Хронотопическое чтение, трансформации героев и ситуаций, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, построение сообщений с альтернативными смыслами, соотнесение смыслов ряда произведений писателя. Название темы Количество часов, отводимое на Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные освоение темы сроки контроля 1 Анализ художественного текста 1 как способ изучения литературного произведения. 2 Структура художественного 1 текста. Форма и содержание 3 Тема и микротема текста. 1 4 Сюжет и композиция 1 художественного произведения 5 Авторская позиция и способы ее 1 выражения 6 Мастерская по подготовке 1 восприятия художественного текста 7 Конфликт в поэтике произведения 1 8 Литературный герой (персонаж, 1 характер, тип) 9 Функции пейзажа в произведении 1 10 Портрет в художественном 1 произведении 11 Художественная деталь. Символ 1 12 Фонетические средства 1 выразительности (аллитерация, ассонанс) 13 Лексические средства 1 выразительности (тропы) 14 Синтаксические средства 1 выразительности 15 Стилистические средства 1 выразительности 16 Общее понятие о системах 1 стихосложения 17 Звуковые средства 1 художественной изобразительности 18 Рифма. Ритм и интонация в прозе. 1 19 Практическая работа 1 «Художественный анализ лирического текста». 20 Ритмико-интонационный анализ 1 текста 21 Явление звукописи в 1 художественной литературе. 22 Фонетический анализ художественного текста. 1 23 Лексико-семантический анализ 1 текста 24 Лексика с точки зрения её 1 происхождения и сферы употребления 25 Стилистические фигуры. 1 26 Изобразительные возможности 1 слов. 27 Лексико-семантический анализ 1 художественного текста. 28 Лингвостилистический анализ 1 текста 29 Изобразительные возможности 1 словообразовательных средств. 30 Изобразительно-выразительные 1 возможности морфологических форм. 31 Пространство и время в 1 художественных произведениях. 32 Лингвостилистический анализ 1 художественного текста. 33 Хронотопический анализ 1 художественного текста. 34 Идейно-образный анализ 1 художественного текста. Комплексный анализ текста 1