Актуальные вопросы истории России_10-11 класс_2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы
истории» (10-11 класс) составлена в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования на основе:
- Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));.
Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 1011 классов.
Курс внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории»
рассчитан на 67 часов (34 годовых часа в 10 и 33 часа в 11 классах) в год.
Цель курса
углубление представления учащихся по предмету, повторение и
систематизация знаний,
создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через
детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством
самостоятельной исследовательской работы трудных вопросов истории
России.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
практических задач:
 освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и
элементов философско-исторических и методологических знаний об
историческом процессе;
 формирование исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
умения выявлять историческую обусловленность различных версий и
оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное
отношение к дискуссионным проблемам истории;
 воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как
единого и неделимого многонационального государства, построенного на
основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и
интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами,
неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и
пропаганды войны;
 формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе
осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и
интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности,
раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
 овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, поиска и систематизации исторической
информации как основы решения исследовательских задач.

 развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их
динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов
научной объективности и историзма.
Планируемые результаты
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном
этапе обучения являются:
— складывание российской идентичности, способности к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к
историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к
служению Отечеству, его защите;
— формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости свою Родину;
— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения
цели ресурсы;
Содержание
«Дискуссионные вопросы истории России»
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом
процессе. Исторические условия складывания русской государственности:
природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I
тыс. н.э. формирование новой политической и этнической карты континента.
Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии
Рюриковичей.
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия
Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и
Беларуси.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Русь в культурном
контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого
культурного пространства.

Русь в Cредние века
3. Исторический выбор Александра Невского.
Внешняя политика русских земель - самостоятельных государств евразийском
контексте. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система
зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и
борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда:
государственный строй, население, экономика, культура. Культурное
взаимодействие цивилизаций.
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание
стрелецких полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных
летах». Формирование вольного казачества. Присоединение к России
Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.
Российское государство в XVII – XVIIIвв.
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в
эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих
попыток.
Избрание на царство Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение
Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г.
Причины нестабильности политического строя в XVIIIв. Фаворитизм.
«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о
вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г.
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).
Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой:
противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание
Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью
Посполитой. Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ
империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи.
Ликвидация украинского гетманства.
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами
Западной Европы.
Начало
закрепощения
крестьян:
указ
о
«заповедных
летах».
Многонациональный
состав
населения
Русского
государства.
Сосуществование религий
в Русском государстве. Земские соборы.
Юридическое оформление крепостного права. И территория его
распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые
перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских
преобразований.
Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII
в. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и
протекционизма. Противоречия в политике по отношению к купечеству и

городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда.
Социальные движения в первой четверти XVIIIв. Влияние культуры стран
зарубежной Европы.
Российское государство в XXв.
9а. Россия в 19 – начале 20 века.
Восточный вопрос в 19 веке. Крестьянский вопрос в 19 веке. Реформы
Александра Второго и Александра Третьего.
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к
власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия
модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти.
Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого
движения. Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный
фактор в Гражданской войне.
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации,
коллективизации и преобразований в сфере культуры.
Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки.
Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности.
Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение
цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От
обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание
новых научных центров.
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о
национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в
национальных регионах.
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной
диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА:
социально-политические и национальные характеристики его контингента.
Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй
мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза
международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и
Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной
Беларуссии. «Зимняя война»
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый
героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского

населения. Развертывание партизанского движения. Людские и материальные
потери. Изменение политической карты Европы.
15. Оценка СССР в условиях «холодной войны».
Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. Советский «атомный проект»,
его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
Начало критики сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки
решения продовольственной программы. Расширение прав союзных
республик. Программа построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное
строительство.
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского
движения.
Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис
идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная
жизнь советского общества. Политика разрядки.
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Реформы в экономике, в политической и
государственных сферах. Изменения в советской внешней политике.
Демократизация советской политической системы. Подъем национальных
движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка
госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ
начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины
и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политикоконституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение
межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его
последствия. Российская многопартийность.
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и
политической системы России в 2000-е гг.
Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой
рыночной экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В.
Путина.
Формы организации учебных
деятельности

занятий, основные виды учебной

Основные формы организации работы: фронтальная и индивидуальная. Как
дополнительные используются также групповая и парная формы работы.
В работе используются:






проблемный метод преподавания;
уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
практические занятия при анализе исторических источников и документов;
мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации,
анимированные презентации.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает
системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности
учащихся:
 Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
 Технология проектной деятельности;
 ИКТ-технологии.
Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности
с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного
процесса, как
 Учебные проекты, практики (использование потенциала школьного
виртуального музея);
 Виртуальные экскурсии
 анализ исторической литературы и исторических источников;
 подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные
темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников.
Основными видами занятий являются лекции, рассказ - беседы,
практическая и самостоятельная работа обучаемых, обобщающее повторение
выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией. Также, в ходе
изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности:
Подготовка устных сообщений; защита обучаемыми перед аудиторией
их собственных проектов;
Интернет-поиск литературных источников по истории России;
Устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией;

Тематическое планирование
№
пп

Тема

Кол-во часов

10 класс
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом
процессе (3 ч.)
Исторические условия складывания русской
1
государственности: природно-климатический
фактор и политические процессы в Европе в
конце I тыс. н.э. формирование новой
политической и этнической карты континента.
Проблема образования Древнерусского
2.
1
государства.
Начало династии Рюриковичей
3.
1
Существование древнерусской народности и восприятие наследия
Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и
Беларуси (3 ч.).
Русь в социально-политическом контексте
4.
1
Евразии.
Русь в культурном контексте Евразии.
5.
1
Древнерусская культура. Формирование единого 1
6.
культурного пространства.
1.

Русь в Cредние века. Исторический выбор Александра Невского (4 ч.)
Внешняя
политика
русских
земель
- 1
7.
самостоятельных
государств
евразийском
контексте
8.

9.
10.

Судьбы русских земель после монгольского
1
нашествия. Система зависимости русских земель
от ордынских ханов.
. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией 1
на западных границах Руси.
Золотая Орда: государственный строй,
1
население, экономика, культура. Культурное
взаимодействие цивилизаций.

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена (5
ч.)
Реформы середины XVI века.
11.
1
Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких 1
12.
полков.
Начало закрепощения крестьян: указ о
13.
1
«заповедных летах». Формирование вольного
казачества.
Присоединение к России Поволжья, Сибири.
14.
1
Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. 1
15.
Российское государство в XVII – XVIIIвв. Попытки ограничения власти
главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов,
возможные причины неудач этих попыток (5 ч.).
Избрание на царство Бориса Годунова.
16.
1
Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и 1
17.
переход власти к «семибоярщине».
Земский собор 1613 г.
18.
1
Причины нестабильности политического строя в 1
19.
XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и
приход к власти Анны Иоановны.
Манифест «о вольности дворянской». Причины 1
20.
переворота 28 июня 1762 г.
Присоединение Украины к России (причины и последствия) (5 ч.).
21.
22.

23.
24.
25.

Смоленская война.
Контакты с православным населением Речи
Посполитой: противодействие полонизации,
распространению католичества. Восстание
Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Война между Россией и Речью Посполитой.
Формирование многонациональной элиты.
Укрепление границ империи на Украине в XVIII
в. Унификация управления на окраинах империи.
Ликвидация украинского гетманства.

1
1

1
1
1

Фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с
государствами Западной Европы (4 ч.)

26.
27.

28.
29.

Начало закрепощения крестьян: указ о
«заповедных летах».
Многонациональный состав населения Русского
государства. Сосуществование религий в
Русском государстве.
Земские соборы.
Юридическое оформление крепостного права. И
территория его распространения. Консолидация
дворянского сословия. Дворцовые перевороты.
«Просвещенный абсолютизм», его особенности в
России.

Причины,
особенности,
последствия
и
цена
преобразований (6 ч.)
Модернизация как жизненно важная
30.
национальная задача России в конце XVII в.
Роль государства в создании промышленности.
31.
Принципы меркантилизма и протекционизма.
Противоречия в политике по отношению к
32.
купечеству и городским сословиям.
Преобладание крепостного и подневольного
труда.
Социальные движения в первой четверти XVIIIв.
33.
Влияние культуры стран зарубежной Европы.
34.

1
1

1
1

петровских
1
1
1

1
1

11 класс
Россия в 19 – начале 20 века (3 ч.)
1.
1
Восточный вопрос в 19 веке
2.
1
Крестьянский вопрос в 19 веке
3.
1
Реформы Александра Второго и Александра
Третьего
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к
власти большевиков и их победы в Гражданской войне (4 ч.)
4.
5.
6.

Война как революционизирующий фактор. 1
Незавершенность и противоречия модернизации.
Диктатура пролетариата. Советы как форма 1
власти.
Гражданская война как национальная катастрофа. 1

7.

Идеология белого движения. Политика «военного 1
коммунизма». Вопрос о земле. Национальный
фактор в Гражданской войне.

Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации,
коллективизации и преобразований в сфере культуры (3 ч.)
Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: 1
8.
кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в
1932-1933 гг.
Создание новых отраслей промышленности. 1
9.
Превращение СССР в аграрно-индустриальную
державу.
цензуры.
Воспитание 1
10. Ужесточение
интернационализма и советского патриотизма. От
обязательного начального образования – к
массовой средней школе. Создание новых научных
центров.
Характер национальной политики большевиков и ее оценка (2 ч.).
11.
12.

Образование СССР. Политика «коренизации» и 1
борьба по вопросу о национальном строительстве.
Культурная революции и ее особенности в 1
национальных регионах.

Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой
войны (2 ч.)
13. Попытки организовать систему коллективной
1
безопасности в Европе.
14. Угроза международной изоляции СССР.
1
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и
Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины,
Западной Украины и Западной Белоруссии.
15. «Зимняя война»
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне (4 ч.).
16. Массовые преступления гитлеровцев против
1
советских граждан.
17. Массовый героизм воинов – всех народов СССР.
1
18. Героизм и трагедия гражданского населения.
1
Развертывание партизанского движения. Людские
и материальные потери.

19.

Изменение политической карты Европы.

1

Оценка СССР в условиях «холодной войны» (2 ч.).
20. Истоки «холодной войны». Эйфория Победы.
1
21. Советский «атомный проект», его успехи и его 1
значение. «Доктрина Трумэна»
и «План
Маршалла».
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева (4 ч.).
22. Начало критики сталинизма.
1
23. Особенности национальной политики.
1
24. Попытки решения продовольственной программы. 1
25. Расширение прав союзных республик. Программа 1
построения коммунизма в СССР. Массовое
жилищное строительство.
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского
движения (2 ч.)
Десталинизация и ресталинизация.
Уровень 1
26.
жизни населения. Кризис идеологии. Проблема
«неперспективных деревень». Идейная и духовная
жизнь советского общества.
27. Политика разрядки.
1
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР (1 ч.)
28. Нарастание кризисных явлений в социально1
экономической и идейно-политической сферах.
Реформы в экономике, в политической и
государственных сферах. Изменения в советской
внешней политике.
29. Демократизация советской политической системы. 1
Подъем национальных движений. Нарастание
разбалансированности в экономике. Попытка
госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР
и создание СНГ.
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ
начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины
и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. (3
ч.)
30. Начало радикальных экономических
1
преобразований. Нарастание политикоконституционного кризиса. Принятие новой
Конституции России.

31.

32.

Обострение межнациональный и
межконфессиональных отношений. Дефолт 1998
г. И его последствия.
Российская многопартийность.

1

1

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики
политической системы России в 2000-е гг. (2 ч.)
33. Политические партии в 2000-е годы. Построение 1
вертикали власти и гражданское общество.
Рыночная экономика и монополии. Россия в
мировой рыночной экономики.
34. Внешнеполитический курс в годы президентства 1
В.В. Путина.

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».