ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории» (10-11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе: - Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));. Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 1011 классов. Курс внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории» рассчитан на 67 часов (34 годовых часа в 10 и 33 часа в 11 классах) в год. Цель курса углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний, создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы трудных вопросов истории России. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма. Планируемые результаты Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: — складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите; — формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости свою Родину; — воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: — самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; — сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; Содержание «Дискуссионные вопросы истории России» 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Русь в Cредние века 3. Исторический выбор Александра Невского. Внешняя политика русских земель - самостоятельных государств евразийском контексте. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Культурное взаимодействие цивилизаций. 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Российское государство в XVII – XVIIIвв. 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. Избрание на царство Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины нестабильности политического строя в XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г. 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия). Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. 7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Русском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII в. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти XVIIIв. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Российское государство в XXв. 9а. Россия в 19 – начале 20 века. Восточный вопрос в 19 веке. Крестьянский вопрос в 19 веке. Реформы Александра Второго и Александра Третьего. 9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. 10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров. 11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка. Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в национальных регионах. 12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры. 13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Беларуссии. «Зимняя война» 14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы. 15. Оценка СССР в условиях «холодной войны». Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». 16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Начало критики сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки решения продовольственной программы. Расширение прав союзных республик. Программа построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное строительство. 17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика разрядки. 18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Реформы в экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской политической системы. Подъем национальных движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ. 19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политикоконституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его последствия. Российская многопартийность. 20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина. Формы организации учебных деятельности занятий, основные виды учебной Основные формы организации работы: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы. В работе используются: проблемный метод преподавания; уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки практические занятия при анализе исторических источников и документов; мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации. Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся: Технология развития критического мышления через чтение и письмо; Технология проектной деятельности; ИКТ-технологии. Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как Учебные проекты, практики (использование потенциала школьного виртуального музея); Виртуальные экскурсии анализ исторической литературы и исторических источников; подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников. Основными видами занятий являются лекции, рассказ - беседы, практическая и самостоятельная работа обучаемых, обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией. Также, в ходе изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности: Подготовка устных сообщений; защита обучаемыми перед аудиторией их собственных проектов; Интернет-поиск литературных источников по истории России; Устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией; Тематическое планирование № пп Тема Кол-во часов 10 класс Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе (3 ч.) Исторические условия складывания русской 1 государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского 2. 1 государства. Начало династии Рюриковичей 3. 1 Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси (3 ч.). Русь в социально-политическом контексте 4. 1 Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. 5. 1 Древнерусская культура. Формирование единого 1 6. культурного пространства. 1. Русь в Cредние века. Исторический выбор Александра Невского (4 ч.) Внешняя политика русских земель - 1 7. самостоятельных государств евразийском контексте 8. 9. 10. Судьбы русских земель после монгольского 1 нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. . Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией 1 на западных границах Руси. Золотая Орда: государственный строй, 1 население, экономика, культура. Культурное взаимодействие цивилизаций. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена (5 ч.) Реформы середины XVI века. 11. 1 Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких 1 12. полков. Начало закрепощения крестьян: указ о 13. 1 «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. 14. 1 Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. 1 15. Российское государство в XVII – XVIIIвв. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток (5 ч.). Избрание на царство Бориса Годунова. 16. 1 Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и 1 17. переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г. 18. 1 Причины нестабильности политического строя в 1 19. XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о вольности дворянской». Причины 1 20. переворота 28 июня 1762 г. Присоединение Украины к России (причины и последствия) (5 ч.). 21. 22. 23. 24. 25. Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. 1 1 1 1 1 Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы (4 ч.) 26. 27. 28. 29. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Русском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Причины, особенности, последствия и цена преобразований (6 ч.) Модернизация как жизненно важная 30. национальная задача России в конце XVII в. Роль государства в создании промышленности. 31. Принципы меркантилизма и протекционизма. Противоречия в политике по отношению к 32. купечеству и городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти XVIIIв. 33. Влияние культуры стран зарубежной Европы. 34. 1 1 1 1 петровских 1 1 1 1 1 11 класс Россия в 19 – начале 20 века (3 ч.) 1. 1 Восточный вопрос в 19 веке 2. 1 Крестьянский вопрос в 19 веке 3. 1 Реформы Александра Второго и Александра Третьего Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне (4 ч.) 4. 5. 6. Война как революционизирующий фактор. 1 Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма 1 власти. Гражданская война как национальная катастрофа. 1 7. Идеология белого движения. Политика «военного 1 коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры (3 ч.) Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: 1 8. кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 1932-1933 гг. Создание новых отраслей промышленности. 1 9. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. цензуры. Воспитание 1 10. Ужесточение интернационализма и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров. Характер национальной политики большевиков и ее оценка (2 ч.). 11. 12. Образование СССР. Политика «коренизации» и 1 борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в 1 национальных регионах. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны (2 ч.) 13. Попытки организовать систему коллективной 1 безопасности в Европе. 14. Угроза международной изоляции СССР. 1 Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. 15. «Зимняя война» Цена победы СССР в Великой Отечественной войне (4 ч.). 16. Массовые преступления гитлеровцев против 1 советских граждан. 17. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. 1 18. Героизм и трагедия гражданского населения. 1 Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери. 19. Изменение политической карты Европы. 1 Оценка СССР в условиях «холодной войны» (2 ч.). 20. Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. 1 21. Советский «атомный проект», его успехи и его 1 значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева (4 ч.). 22. Начало критики сталинизма. 1 23. Особенности национальной политики. 1 24. Попытки решения продовольственной программы. 1 25. Расширение прав союзных республик. Программа 1 построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное строительство. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения (2 ч.) Десталинизация и ресталинизация. Уровень 1 26. жизни населения. Кризис идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. 27. Политика разрядки. 1 Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР (1 ч.) 28. Нарастание кризисных явлений в социально1 экономической и идейно-политической сферах. Реформы в экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней политике. 29. Демократизация советской политической системы. 1 Подъем национальных движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. (3 ч.) 30. Начало радикальных экономических 1 преобразований. Нарастание политикоконституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. 31. 32. Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его последствия. Российская многопартийность. 1 1 Причины, последствия и оценка стабилизации экономики политической системы России в 2000-е гг. (2 ч.) 33. Политические партии в 2000-е годы. Построение 1 вертикали власти и гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной экономики. 34. Внешнеполитический курс в годы президентства 1 В.В. Путина. и