- рекомендациями, представленными в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 3 марта 2023 г. № 03-327 «О направлении информации»; - Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 62 (далее - МАОУ СОШ № 62). 1.2. Настоящее Положение является локальным актом МАОУ СОШ № 62, разработано в целях: - регламентирования порядка оценки знаний и достижений обучающихся в освоении адаптированных образовательных программ в ходе промежуточной аттестации; - установления единых требований к оценке достижений обучающихся и выставлению отметок (единой «оценочной политики») при промежуточной аттестации; - организации наблюдения за продвижением обучающихся в своем развитии; - определения форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ. 1.3. В настоящем Положении использованы следующие определения (понятия), с точки зрения дидактики, применяемые в педагогической практике: - оценка знаний, навыков и умений представляет собой процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки, обучаемых существующим оценочным требованиям, предъявляемым к ним школьными программами; - отметка - это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах; - выставление отметки - определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. 1.4. Оценка образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ, получающих образование по адаптированной образовательной программе (далее - АОП) разработанной на основании федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы на цензовом уровне1, проводится на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 62. При этом для данной категории обучающихся предусмотрено прохождение текущей, Это образование в рамках учебной программы, которая осваивается обучающимися в массовой школе, после многолетнего изучения которой обучающиеся могут поступать в ВУЗы. 1 1 промежуточной и итоговой аттестации освоения АОП в формах: самостоятельной работы, практической работы, контрольной работы. 1.5. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АОП) аттестации обучающихся с ОВЗ включают: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с ОВЗ; - привычную обстановку в классе; - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ОВЗ; - при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - возможно варьирование количества заданий с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей, организующей, направляющей; - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин.) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; - недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. 1.6. Оценку образовательных достижений обучающихся с ОВЗ, получающих образование на нецензовом уровне 2 , во 2-х- 4-х классах по всем предметам осуществляется по шкале от 2-х до 5-ти баллов. Оценка образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ предусматривает оценку личностных и предметных результатов освоения АОП, оценку достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения личностных результатов и оценка освоения предметов коррекционно-развивающей области балльной оценке не подлежат. 1.7. Освоение АОП, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном МАОУ СОШ № 62. Это сокращенная или адаптированная программа, которая составляется индивидуально для обучающихся с ОВЗ и обучающихся в специальных условиях (специальные школы или на дому) которая не позволяет обучающемуся сдать ЕГЭ и впоследствии получить высшее образование. 2 2 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения АОП, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС ОВЗ). 2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся с ОВЗ проводится в течение учебного периода в целях: - контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных АОП; - оценки соответствия результатов освоения АОП требованиям ФГОС ОВЗ (с учетом пунктов 1.6, 1.7 настоящего Положения); - обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение элементов коррекции в индивидуальные планы. 2.3. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения, обязательные формы и их количество) проводится с учетом: - особенностей психофизического развития и возможностей, обучающихся с ОВЗ; - рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), а также школьного психолого-педагогического консилиума (далее ППк); - здоровьесберегающих технологий; а также: - определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и отражается в рабочем варианте его программы (календарнотематическом плане). 2.4. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации освоения АОП. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АОП) аттестации указаны в п. 1.5 настоящего Положения. 2.5. В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости педагогами МАОУ СОШ № 62 разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения, и позволяет оценивать степень личного 3 продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам у обучающихся с ОВЗ и с задержкой психического развития (далее - ЗПР) оцениваются на основе следующих показателей, применительно к освоению АОП: «5» - за работу, в которой нет ошибок, но есть недочеты: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу; «4» - за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочетов: не более 2 ошибок или 4 недочета; «3» - не более 6 ошибок или 10 недочетов: не более 5 ошибок или не более 8 недочетов; «2» - более 6 ошибок или 10 недочетов. Данная оценка ставится если обучающийся совсем не усвоил изученный материал и не смог его применить в работе. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, рассматриваются индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими ошибками являются: - замена согласных; - искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении отметки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. Тестовые работы обучающихся с ОВЗ по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная обучающимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу: - максимальный (самый высокий) уровень («5») 85 - 100%; - повышенный (функциональный) уровень («4») 84 - 70%; - базовый (средний) уровень («3») 50 - 69%; - ниже базового уровень («2») 0 - 49%. 2.6. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с АОП и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 4 В ходе текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу обучающегося отметкой «2» («неудовлетворительно») при выполнении самостоятельной работы. 2.7. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план. 2.8. Обучающиеся, пропустившие по независящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке. 2.9. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения документов в электронной форме (электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся в письменном виде. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости, обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 2.10. В 1-х классах исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения первоклассников в развитии может определяться на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и.т.д. 2.11. Отметка у обучающегося с ОВЗ во 2-х -4-х классах за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ. 2.12. Четвертные отметки выставляются при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период. 3. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕТВЕРТНОЙ, ПОЛУГОДОВОЙ И ГОДОВОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 3.1. Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных АОП. 3.2. Целями промежуточной аттестации являются: 5 - объективное установление фактического уровня освоения АОП и достижения результатов освоения АОП обучающимися с ОВЗ; - соотнесение уровня с требованиями ФГОС НОО ОВЗ; - оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им АОП и учитывать индивидуальные потребности обучающегося с ОВЗ в осуществлении образовательной деятельности; - оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения АОП; - - обеспечение основания перевода, обучающегося в следующий класс; - - перевод обучающихся с ОВЗ на следующий уровень образования. 3.3. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ, получающих образование на нецензовом уровне, проводится начиная со второго полугодия второго класса. 3.4. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную, промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу по итогам четверти, а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу по итогам учебного года. 3.5. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой результат четвертной аттестации в случае, если учебный предмет, курс осваивался обучающимся в срок одной четверти, либо среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти. Округление результата проводится в пользу обучающегося. 3.6. При проведении промежуточной аттестации обучающихся, получающих образование на нецензовом уровне, необходимо учитывать, что предметные результаты освоения АОП не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. 3.7. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой МАОУ СОШ № 62. 3.8. Обучающиеся, пропустившие по независящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации данных обучающихся решается в индивидуальном порядке. 3.9. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах промежуточной аттестации обучающихся как посредством заполнения документов в электронной форме 6 (электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся в письменной форме. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации обучающихся в устной форме. В случае неудовлетворительных результатов аттестации - в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 4. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС 4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме АОП учебного года, переводятся в следующий класс. 4.2. Отсутствие достижения минимального уровня овладения предметными результатам АОП обучающимися с ОВЗ, получающими образование на нецензовом уровне, по отдельным предметам не является основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс. В данном случае учитываются личностные результаты освоения АОП, достижение планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. 4.3. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации обучающегося по одному или нескольким учебным предметам и курсам или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.4. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). 4.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу не более двух раз в период текущего учебного года. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. 4.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия. 7 4.7. Обучающиеся по АОП, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другим видам АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 4.8. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета МАОУ СОШ № 62, утвержденному приказом директора. 4.9. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) МАОУ СОШ № 62 может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану или на специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), или другие виды АОП (в соответствии с рекомендациями ПМПК), либо по усмотрению их родителей (законных представителей) оставить на повторное обучение. 5. ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АОП 5.1. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. 5.2. Для отслеживания процесса формирования личностных результатов, обучающегося используется индивидуальная карта динамики и развития обучающегося. 5.3. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Основной формой работы участников экспертной группы является ППк. 5.4. При оценке личностных результатов учитывается мнение родителей (законных представителей) (приложение 2). 5.5. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту динамики и развития обучающегося и учитываются при переводе обучающихся в следующий класс. 8 5.6. Оценка достижения личностных результатов балльной оценке не подлежит. 6. ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 6.1. К коррекционным занятиям (индивидуальным и групповым) относятся логопедические занятия, занятия с дефектологом, педагогом-психологом – в соответствии с рекомендациями ПМПК. 6.2. Результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 6.3. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. 6.4. Оценка результатов освоения программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. В целях оценки результатов освоения программы коррекционной работы используются две формы мониторинга: - входная; - итоговая диагностика. 6.5. Для оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов), которые входят в школьный ППк. 6.6. Оценка освоения программы коррекционной работы основывается на общей оценке достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции (анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома), которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. 6.7. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающийся с согласия родителей (законных представителей) направляется на повторное обследование ПМПК. 6.8. Оценка освоения предметов коррекционно-развивающей области балльной оценке не подлежит. 9 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 7.1. Участниками процесса промежуточной аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе, администрация МАОУ СОШ № 62. Права обучающегося представляют его родители (законные представители). 7.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право: - разрабатывать материалы для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся за текущий учебный год с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; - проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС ОВЗ; - давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по предмету. 7.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права: - использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся за текущий учебный год; - использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения директора МАОУ СОШ № 62; - оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное отношение. 7.4. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) обучающихся через электронный дневник, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении Педагогического совета МАОУ СОШ № 62, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей) обучающихся передается заместителю директора по учебной работе. 7.5. Обучающийся имеет право: 10 - знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания; - проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке, установленном МАОУ СОШ № 62; - в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации за год, ее отсрочку. 7.6. Родители (законные представители) обучающегося имеют право: - знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания; - обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка. 7.7. Родители (законные представители) обучающегося обязаны: - соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающегося; - вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации; - оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по одному предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно, либо выразить письменное согласие на повторное обучение в предыдущем классе (пролонгирование года обучения). 7.8. Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МАОУ СОШ № 62. 7.9. Для пересмотра, на основании письменного заявления родителей (законных представителей), приказом директора создается комиссия из трех человек, которая в письменной форме в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. 7.10.МАОУ СОШ № 62 самостоятельно определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции. 11 7.11. Участники процесса промежуточной аттестации, указанные в п.7.1. настоящего Положения, обязаны выполнять требования, определенные настоящим Положением. 12 Приложение 1 Карта достижения обучающимся личностных результатов освоения АОП № п/п Критерий Индикаторы 1 Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину Знание своего города, своего адреса: улицы, дома Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Ребенок взаимодействует с детьми другой национальности Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся ми ре; овладение социальнобытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; Способен описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.). Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Способен осознавать изменения Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия Пользуется социально-бытовыми навыками дома (убрать за собой, навыки гигиены). 2 3 4 5 Баллы оценка динамики Идентификация себя со школой (я ученик) Ребенок не конфликтует с детьми другой национальности Способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.). Способен приспособится к изменяющимся условиям Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены). 13 Следит за своим внешним видом. 6 Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия Способность инициировать коммуникацию со взрослыми Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях Способность обращаться за помощью к взрослому Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях Способность обращаться за помощью к сверстнику 7 8 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; информированность о жизни окружающего социума (родителей); Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; Способен контролировать свои действия. Знает свои возраст, пол. Положительное отношение к школе. Ориентация на содержательные моменты школьной жизни Принятие образца «хорошего обучающегося». 9 Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; расширение круга общения, дружеских контактов умение слушать собеседника, делиться своими впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками 10 Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья». Способен испытывать чувства стыда, вины. Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение. 14 Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья». Способен испытывать чувства стыда, вины. Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение. Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья». Способен испытывать чувства стыда, вины. Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение. 11 12 Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Способен соблюдать режим дня Способен испытывать чувства стыда, вины Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение. Отсутствуют вредные привычки Сформированы навыки гигиены Соблюдает правила дорожного движения; Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.) Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми) 13 Проявление готовности к самостоятельной жизни. Имеет свои домашние обязанности. Выполняет свои домашние обязанности. 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. 15 Приложение 2 Анкета для родителей (законных представителей), содержащая вопросы для оценки личностных результатов обучающегося 1. Может ли ребенок назвать свои ФИО, возраст и пол? 2. Знает ли ваш ребенок свой адрес? 3. Способен ли ваш ребенок описать свое физическое состояние? Например, когда ему жарко, холодно, больно и т.п. 4. Способен ли ваш ребенок сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.)? 5. Убирает ли ребенок за собой свои вещи, игрушки? 6. Какими навыками личной гигиены ребенок пользуется в повседневной жизни? 7. Дома и во дворе следит за своим внешним видом? 8. Обращается ли за помощью к взрослым членам семьи? С какими просьбами? 9. Знает ли ребенок ФИО и место работы близких родственников? 10. Нравится ли ему учиться в школе? 11. Делится ли ребенок своими впечатлениями? 12. Случается ли, что ребенок испытывает чувство стыда, вины? В каких ситуациях? Как это проявляется? 13. Дома ребенок соблюдает режим дня? 14. Есть ли у ребенка вредные привычки? 15. Соблюдает правила дорожного движения? 16. Соблюдает правила безопасного поведения дома (например, правила обращения с электроприборами и т.п.)? 17. Соблюдает правила безопасного поведения на улице (например, правила общения с незнакомыми людьми) 18. Имеет ли ребенок свои домашние обязанности? Какие? 16 Приложение 4 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации в системе оценки знаний, умений и навыков, обучающихся с ОВЗ Текущее оценивание: ответ на уроке, домашняя работа, индивидуальная письменная работа (работа с карточкой), реферат (доклад к уроку); самостоятельная работа, лабораторная работа, проект, практическая работа, зачет, тестирование; сочинение, изложение; тематическая контрольная работа; задание повышенного уровня, выполненное на уроке; административная контрольная работа. Промежуточная аттестация: контрольная работа; тестирование; защита проекта; экспертная оценка; мониторинг. Шкала перевода среднего балла в балльную систему, применяемая при выставлении годовых отметок. 0 - 2,49 2 2,5 - 3,49 3 3,5 - 4,49 4 4,5 - 5 5 17 Приложение 5 Оценка качества индивидуальных образовательных достижений, обучающихся с ОВЗ Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ № 62. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла (литературное чтение, окружающий мир, география, история, экология, обществознание и др.) принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала, полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя, допускает аграмматизмы в речи. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» может выставляться в устной форме как метод воспитательного воздействия на обучающегося. Оценка «2» не ставится в журнал. Нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по русскому языку: «Нормы оценки» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку. В них устанавливаются: единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; объём различных видов контрольных работ; количество отметок за различные виды контрольных работ. 18 Обучающимся предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: знание полученных сведений о языке; орфографические и пунктуационные навыки; речевые умения Оценка устных ответов обучающихся Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний, обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа, обучающегося надо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если обучающийся: полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-4 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части (или полное незнание или непонимание) соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «2» выставляется в устной форме как метод воспитательного воздействия на обучающегося. 19 Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Оценка диктантов Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса. Объём диктанта устанавливается, для: 1-х классов, 8 - 10 слов (на конец учебного года); 2-х классов, в начале года 10 - 15 слов, к концу года 20 - 25 слов; 3-х классов, 25 - 35 слов; 4-х класса 40 - 60 слов; При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучающихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 - 3 случаями. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: в переносе слов; на правила, которые не включены в школьную программу; на ещё не изученные правила; в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; в переда авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. 20 При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: в исключениях из правил; в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; в написании «ы» и «и» после приставок; в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не; не что иное, как и др.); в собственных именах нерусского происхождения; в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. П р и м е ч а н и е. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. 2 - 4 классы оценка «5» ставится за работу без ошибок; оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками; оценка «3» ставится за работу с четырьмя шестью ошибками; оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради как метод воспитательного воздействия на обучающегося. П р и м е ч а н и е. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. 21 Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая ставится за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания, обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы обучающегося теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка «5» Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. Допускаются 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. 22 «4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью в целом в работе допускаются не более 2 недочетов в содержании и не более 3 -4 речевых недочетов. Допускаются орфографические и 3 пунктуационные ошибки, или 2 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 1орфографическаяи 5 пунктуационных ошибок, а также 2 грамматические ошибки. «3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверная в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречаются неправильное словоупотребление. Стиль работ не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются до 9 орфографических и до 6 пунктуационных ошибок, или 10 орфографических и 7 пунктуационных (если среди и тех, и других имеются однотипные и негрубые ошибки) ошибок «2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Имеются 10 и более орфографических и 7 и более пунктуационных ошибок, а также 8 и более грамматических ошибок. П р и м е ч а н и я. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно. 23 На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов». Критерии оценивания работ, обучающихся по предмету «Английский язык» 1. Критерии оценивания письменных работ За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов: Виды работ Оценка «2» Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5» Контрольные работы от 20 % до 49 % от 50 % до 69 % от 70 % до 90 % от 91 % до 100% Тестовые работы, словарные диктанты от 20 % до 59 % от 60 % до 74 % от 75 % до 94 % от 95 % до 100% 2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, в т. ч. в группах) оцениваются по пяти критериям: Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости). Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку). Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку). Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых). Критерии оценки устных развернутых ответов. Устные ответы оцениваются по пяти критериям: 24 Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости). Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение). Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку). Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку). Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). Оценка Содержание «5» Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме: отражены все аспекты, указанные задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены Коммуникативное Лексика Грамматика Произношение Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач использованы разные грамматически е конструкции в соответствии с задачей и требованиями данного года обучения языку. Редкие грамматически е ошибки не мешают коммуникации Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок Лексика адекватна поставленно й задаче и требованиям данного года обучения языку. 25 «4» Неполный объем высказывания. Высказывание соответствует теме, не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на уровне, но нормы вежливости соблюдены Коммуникация немного затруднена Лексические ошибки незначитель но влияют на восприятие речи учащегося Грамматическ и е ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки. Общая интонация обусловлена влиянием родного языка «3» Незначительны й объем высказывания, не в полной мере соответствует теме, не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стиле вое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на уровне, нормы вежливости не соблюдены Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы Большое количество грубых лексических ошибок Большое количество грубых грамматических ошибок Речь Воспринимает ся с трудом изза большого количества фонетических ошибок. Общая интонация обусловлена влиянием родного языка 26 «2» Незначительны й объем высказывания, не соответствует Коммуникация значительно затруднена, отсутствует Большое количество грубых лексических ошибок Большое количество грубых грамматических ошибок Речь воспринимает ся с трудом изза большого количества Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности обучающегося, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могу быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.), либо комбинированными. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение требовалось: во 2-3 классах - 25-40 минут, в 4 классах 35-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить ее. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). 27 При оценке комбинированных работ: оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; оценка «4» ставится, если в работе имеются 2¬ негрубые ошибки; оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий; оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради как метод воспитательного воздействия на обучающегося. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно; оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки; оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые; оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради как метод воспитательного воздействия на обучающегося. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.): оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно; оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение; построение выполнено недостаточно точно; оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трёх данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами; оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради как метод воспитательного воздействия на обучающегося. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений зачтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются 28 учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других обучающихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты. Нормативы техники чтения (количество слов в минуту): Класс Количество слов на конец года 1 1 доп 2 3 4 15-20 25 40 60 80 В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого обучающегося, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. II класс Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно). Оценка «4» ставится ученику, если он читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится ученику, если он затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания. Оценка «2» не ставится. III-IV классы Оценка «5» ставится ученику, если он читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе - логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью. Оценка «4» ставится ученику, если он читает целыми словами, некоторые трудные слова - по слогам; допускает одну - две ошибки при чтении, соблюдении 29 смысловых пауз, в IV классе - логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Оценка «3» ставится ученику, если он читает, в основном, целыми словами, трудные слова - по слогам; допускает три - четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе - логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя. Оценка «2» не ставится. Оценка трудовых умений Учитель самостоятельно определяет контрольные работы с учетом отработанного материала программы, возможностей конкретного обучающегося и материально-технического обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и инструмент для промежуточной аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога. Оценка ученику по технологии в 2-9 классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и практическую работу. Критерии оценки обучающихся по предмету «Технология»: Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить ее, используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы. Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе. Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей работы. Оценка «2» не ставится. При оценивании успеваемости по физической культуре При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического и психического развития, двигательные возможности. Главными требованиями при оценивании умений и навыков являются выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается: как ученик овладел основами двигательных навыков; как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата; как понимает и объясняет разучиваемое упражнение; как пользуется предлагаемой 30 помощью и улучшается ли при этом качество выполнения; как относится к урокам; каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину. Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся. Критерии оценки по предмету «Физическая культура»: Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне. Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности средний, но к концу урока снижается. Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне. Оценка «2» может выставляться в устной форме как метод воспитательного воздействия на ребёнка. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка» Музыкальное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционноразвивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников. Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях. Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью. 31 Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии, исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно эстетических видов деятельности. Оценка «2» не ставятся. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» Предмет «Изобразительное искусство» решает задачи приобщения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы к творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе. Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения, изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображенным предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира. Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображенным предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека. Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом. Оценка «2» не ставятся. 32