СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка. II. Учебно-тематический план. III. Содержание учебно-тематического плана. IV. Методика и технология обучения и воспитания. Предполагаемые результаты, критерии их оценки. V. Условия реализации программы. VI. Список литературы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школьный театр» рассчитана на обучающихся 7-17 лет, является: − по содержанию: художественная, − по функциональному назначению: учебно-познавательная, − по форме организации: групповая, − по времени реализации: годичная, − уровень программы: ознакомительный. С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства. В настоящее время занятия театральным искусством детей не потеряли своей актуальности. В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение для детей становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме. Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в детском театральном коллективе. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия в детском театральном коллективе развивают ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию физического и духовного здоровья. Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. Поли художественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Помогает активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя. Театр – коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого обучающегося. Во-вторых, разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива. Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью. Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает проблемы их социализации. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют детям и подросткам приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Окунувшись в мир творчества, ребенок может раскрыть и реализовать свое «Я», подготовить себя к взрослой жизни. Детское творчество, выраженное в театральной постановке, это один из способов освоения окружающего мира, социальной и психологической адаптации ребенка в обществе. Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь. Данная программа разработана на основе Программы «Детский театр им. Л. Диковского» - ГДТУ, Екатеринбург – 2005 г., разработчики Ящиковская А.В., Шуранова М.Е.; работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной, Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина. Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для работы с детьми и подростками. Новизна программы заключается в том, что она органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе. Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Школьный театр» – эмоциональнотворческое развитие личности ребенка средствами театрального искусства. Задачи программы. Обучающие: - Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства. - Знакомство с приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. - Обучение правильной технике речи, формирование речевых навыков. Развивающие: - Развитие творческих и актерских способностей, обучающихся через совершенствование речевой культуры. - Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям. - Формирование художественного вкуса, интереса к искусству. Воспитательные: - Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе. - Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время. Формирование умения работать в коллективе, относиться друг к другу уважительно. Программа обучения основам театрального искусства рассчитана на 1 год обучения. Набор осуществляется по желанию детей и родителей (законных представителей). Возраст детей 7 - 17 лет. Форма организации занятий – групповая (12-15 обучающихся). Формы проведения занятий: тренинг, круглый стол, практическое занятие, спектакль. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации занятий: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом (в соответствии с Сан Пин). Количество учебных часов в год – 210. Формирование групп происходит с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Например, для обучающихся младшего школьного возраста в программе большое место уделяется игровому тренингу. С развитием индивидуальности ребенка от младшего к старшему возрасту постепенно усложняются задачи, стоящие перед обучающимися, формируются новые умения и навыки, эстетический вкус, потребность в общении с искусством. Из группы детей и подростков, прошедших годичный курс обучения, успешно освоивших программу и решивших продолжить занятия в театральном коллективе, формируется творческая группа для дальнейшей постановки спектаклей и работе над созданием образов. В результате прохождения программного материала обучающимися будут достигнуты следующие результаты: o Знания по истории театра (зарубежного, русского). o Владение профессиональной терминологией: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка». o Знание наизусть 10 чистоговорок. o Знание наизусть 3-5 произведений русского фольклора. o Знание правил зрительского этикета. o Определять замысел, сценическую задачу этюда. o Показать индивидуальный этюд на предложенную тему. o Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг). o Выполнять простейшие физические действия. o Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах». o Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из внимания помехи внешнего мира. o Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека. o Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей. o Коллективно выполнять задания. o Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах. Формы контроля обучения по программе «Школьный театр» В детском театральном коллективе на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков по освоению программы обучения основам театрального искусства. Это вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания, викторины. Промежуточный – по итогам первого полугодия (освоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях внутри школы). Итоговый – в конце учебного года (активность и уровень освоения программы, участие в спектакле и творческих показах). Оценочные материалы В течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие формы проверки освоения знаний: • Участие в дискуссии; • Выполнение контрольных упражнений, этюдов; • Показ самостоятельных работ; • Логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного); • Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях; Работа над созданием спектакля. Критерии отслеживания освоения образовательной программы: • Овладение основами актерской профессии (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи); • Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский); • Умение свободно владеть своим телом и речевым аппаратом. Механизм оценки реализации программы • • • • • Анкетирование; Включение педагогического наблюдения; Рефлексия; Анализ инсценировок; Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах. II. Учебный план Учебно-тематический план № Название раздела Количество часов теория практика всего 1 Вводное занятие 1 0 1 2 Основы театральной культуры 14 2 16 3 Техника и культура речи 8 38 46 4 32 36 4 Ритмопластика 5 Актерское мастерство 16 55 71 6 Работа над пьесой и спектаклем 12 28 40 ИТОГО: 210 III. Содержание учебно-тематического плана. 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям. Практика: знакомство-представление себя. 2. Основы театральной культуры Теория: Зарождение искусства. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Особенности театрального искусства. Отличие от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Театр Древней Греции. Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого театра. Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра. Театральные перекрестки Нижнего Новгорода. Ярмарочные представления. Создание профессионального театра. Любительские театральные общества. Этикет. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки. Театральная гостиная. Театральное закулисье: театральные профессии. Устройство сцены и зрительного зала. Практика: Творческий этюд на тему «Древнегреческий спектакль». 3. Техника и культура речи. Теория: Техника речи. Строение голосового аппарата. Постановка дыхания. Работа над литературно-художественным текстом. Орфоэпия. Логико-интонационная структура речи. Фольклор. Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка, челюсти, губ. Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона голоса. Полетность голоса. Резонаторное звучание. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Скороговорки. 4. Ритмопластика. Теория: Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы. Задания на ассоциативное мышление. Практика: Пластический тренинг. Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация. Рождение пластического образа. 5. Актерское мастерство. Теория: Теоретический блок об устройстве психофизического аппарата. Ввод и ознакомление обучающихся с профессиональной терминологией. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Действие язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия. Практика: Пластический тренинг. Разминка, настройка, освобождение мышц, Организация внимания, воображения, памяти. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества. Упражнения и этюды. Виды этюдов. Практическое овладение логикой действия. Выбор драматического отрывка. Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение. Театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Конкурсно– игровые программы. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов. 6. Работа над пьесой и спектаклем. Теория: Работа за столом. Чтение, обсуждение пьесы, анализ. Тема, сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий, определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Практика: Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции в сценической выгородке. Выразительность речи, мимики, жестов. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. Изготовление реквизита, декораций, оформление сцены. Выбор музыкального оформления. Прогонные и генеральные репетиции. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля. Оформление альбома. Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно (Приложение 1). IV. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детском театральном коллективе. Данная программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я». Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей. В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы: Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов. Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка. Обеспечение детей универсальными средствами для раскрытия способностей. Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя. В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса. Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства: От постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся. Смена типа и ритма работы. От простого к сложному. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению. Основной формой занятий являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга. Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе. Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем». Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают обучающихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи). Раздел «Основы театральной культуры» – направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия искусства. Сюда входят темы: «Театр как вид искусства», «Виды театрального искусства», «Театральные жанры»; «Зарождение искусства», «Театр Древней Греции», «Русский народный театр», «История русского театра.18 век», «Театр итальянского Возрождения», «Театр Шекспира», «История русского театра.19-20 век», «История зарубежного театра 19-20 век»; «Театральное закулисье», «Театр и зритель». Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видео материалы, посещение спектаклей, экскурсии. Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов. Раздел «Техника и культура речи» – включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся в групповой форме. Речевой тренинг включает в себя: * Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч и насос» и др. * Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти. * Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон). * Чистоговорки. На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, произведения русских и зарубежных авторов. Раздел «Ритмопластика» – направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности. Используются специальные упражнения («Я – мир», «Замороженный», «Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива», «Релаксация» и др.), пластические импровизации (на заданную тему). Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передавать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм. Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. На занятиях используются музыкальные произведения, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения. Занятие по ритмопластике состоит из следующих блоков: * Психофизическая разминка (тренинг). * Содержательная часть, включающая в себя созерцание, импровизацию, этюды. * Подведение итогов. Форма контроля знаний – творческие показы. Раздел «Актерское мастерство» - направлен на освоение навыков актерского мастерства. Основные темы этого блока: «Организация внимания, воображения, памяти». «Сценическое действие». «Творческая мастерская. «Самостоятельная творческая работа». Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе. Открыть для детей и подростков поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В процессе всего обучения используются: * Общеразвивающие игры, * Специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые. Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Маска», - «Тень», - «Снежный ком», - «Поймай хлопок», - «Невидимая нить», - «Печатная машинка», - «Стулья», - «Зернышко», - «Слепой и поводырь», - «Диспетчер», - «Профессионалы», - «Картина», - «Статуя», - «Стеклянный шар», - «Оправдай позу», - «На слуховое восприятие», - «На действия с воображаемыми предметами», и др. От упражнений на развитие внимания, воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия на примере этюдов. Этюд считается азбукой искусства. Это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением «Если бы». Этюды делятся на: одиночные, дуэтные, массовые. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюды бывают: на смену психофизического состояния, на вынужденное молчание, на вынужденное общение, на органическое молчание, этюд- импровизация. Именно на этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия. Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста детей и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном созревании детей, так как она является главным источником социального опыта. В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир ребенка. Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке. Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков: * Тренинг (упражнения на внимание, воображение). * Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения, этюды по освоению темы занятия. * Подведение итогов. В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Дети и подростки получают теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными представлениями, конкурсно-игровыми программами, что позволяет расширить диапазон творческой деятельности детей и подростков. Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в школе (традиционные конкурсно-игровые программы на школьных каникулах, новогодние театрализованные представления и игровые программы у елки, проведение тематических конкурсных программ для школ города, Дней Театра). Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся логичного и доказательного изложения своей точки зрения. Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости, участники театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в сценических условиях. Степень творческого развития детей определяется по их активности, умению выстроить логику поведения на сценической площадке, органичности поведения в условиях вымысла, развитости фантазии и воображения. Для оценки результатов обучения используются: творческие показы, конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях. Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» - завершает учебный процесс и является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем. Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, пьесы для детей и подростков. Для выбора постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус. Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа. Работая над спектаклем, дети пробуют себя в самых различных видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной аппаратурой. Участие детей в показах спектакля, театральных фестивалях позволяет показать не только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов. V. Условия реализации программы Материальное обеспечение: • Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс (зал) со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки. • Элементы театральной декорации, костюмы. • Аудио установка (магнитофон). Дидактическое обеспечение: • Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий). • Музыкальная фонотека. • Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.) Средства общения: • Участие в детских театральных фестивалях. • Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов. • Взаимное общение детей из различных творческих объединений. Воспитательная работа Для сплочения коллектива, создания комфортной творческой атмосферы, активизации познавательных интересов в детском театральном коллективе проводятся самые различные мероприятия. Тематика и формы таких мероприятий должны отвечать интересам и запросам детей. Это не только всевозможные конкурсы, игровые программы, культпоходы, но и беседы на этические и нравственные темы. Так же это и творческие показы для родителей и других детских объединений. Смелый, уверенный вход в будущее, развитие эмоциональной сферы, умение владеть своим вниманием, фантазией, четко выражать свои мысли, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот к чему должны прийти дети, прошедшие курс обучения в театральной студии. Список литературы Список литературы для педагога 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок – Москва: ВАКО, 2016 г. – 272 с. 2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр – Москва: Флинта, 2017г. – 210 с. 3. Ганелин Е.Р. Школьный театр – Санкт – Петербург: СПГАТИ, 2022 г. – 120 с. 4. Ершова А.П. Уроки театра в школе. – Москва: Просвещение, 2012 г. – 232 с. 5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – Москва: РОУ, 2020 г. - 85 с. 6. Никитина А.А. Театр, где играют дети – Москва: Владос, 2024 г. – 8 с. 7. Петрова А.Н. Сценическая речь – Москва: Искусство, 2021 г. – 192 с. 8. Рубина Ю. И., Завадская Т.Ф. Театральная самодеятельность школьников – Москва: Просвещение, 2023 г. – 176 с. 9. Фоминцев А.И. Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы – Красноярск: Буква, 2023г. – 60 с. Список литературы для обучающихся 1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников – Санкт - Петербург: Речь, 2016г. – 125 с. 2. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров — Москва: Просвещение, 2021 г. - 349 с. 3. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — Санкт - Петербург: Речь, 2015 г. – 120с. 4. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - Москва: ВЦХТ, 2020 г. – 160 с. АННОТАЦИЯ Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театральные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Школьный театр» – эмоциональнотворческое развитие личности ребенка средствами театрального искусства. Программа рассчитана на детей от 7 до 17 лет. Направленность – художественная. Уровень программы: ознакомительный. Продолжительность реализации программы: 1 год. Режим занятий: занятия организуются 3 раза в неделю по 2 часа, 210 часов в год. Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: программа предусматривает знакомство с теорией и терминологией, проведение практических занятий по развитию сценических навыков и умений, постановку сценок, спектаклей. Особое место в овладении актерским мастерством и навыками правильной речи отводится практической работе, знакомству с аудио и видео образцами. Занятие проходят в следующих формах: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому обучающемуся реализовать себя. Приложение 1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 Неделя 2.09.19 – 8.09.19 9.09.19 15.09.19 16.09.1922.09.19 23.09.1929.09.19 Тема Форма занятия Кол-во часов Форма контроля «Давайте познакомимся!» Беседа 1 Опрос Театр как вид искусства Лекция, практические занятия 1 Выполнение практического задания Я наблюдаю мир Я слышу мир. Лекция, практические занятия Лекция, практические занятия 1 Выполнение практического задания 1 Выполнение практического задания 5 30.09.196.10.19 Я осязаю и обоняю мир. Лекция, беседа 1 Выполнение практического задания 6 7.10.1913.10.19 Язык жестов, движений и чувств. Лекция, практические занятия 1 Опрос Выполнение практического задания 7 14.10.1920.10.19 Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Лекция, практические занятия 1 Выполнение практического задания 8 9 21.10.1927.10.19 4.11.1910.11.19 Мускульная свобода. Снятие мышечных Лекция, практические зажимов. занятия Сценическая задача и чувство. Сценическое Лекция, практические действие. занятия 1 1 Выполнение практического задания 10 11.11.1917.11.19 Техника речи и ее значение. Дикция. Практические занятия 1 Выполнение практического задания 11 18.11.1924.11.19 Техника речи и ее значение. Дыхание и голос. Голос и дикция. Лекция, беседа 1 Выполнение практического задания 12 25.11.191.12.19 Техника речи и ее значение. Темпо-ритм речи. Лекция, беседа 1 Выполнение практического задания 13 2.12.198.12.19 Распределение ролей, черновая читка сценария. Лекция, беседа 1 Выполнение практического задания 14 9.12.1915.12.19 Репетиция инсценировки к празднику «Новый Год». Движения и мимика. Концерт 1 Показательное выступление 15 16.12.1922.12.19 Репетиция инсценировки к празднику «Новый Год». Речь. Интонация. Лекция, беседа 1 Опрос Репетиция инсценировки к празднику «Новый Год». Музыкальное сопровождение и микрофоны. Работа с декорациями и реквизитом. 1 Выполнение практического задания Практические занятия 1 Опрос Актерский тренинг. Практические 1 Опрос 26.01.20 Командообразование занятия 19 27.01.20 – 2.02.20 Басни. Инсценировка басен. Теория. Практические занятия 1 Выполнение практического задания 20 3.02.209.02.20 Инсценировка басен. Практика Практические занятия 1 Выполнение практического задания 16 23.12.1929.12.19 17 13.01.2019.01.20 Генеральная репетиция инсценировки к празднику «Новый Год к нам мчится!». Показ спектакля 18 20.01.20- Практические занятия 21 10.02.2016.02.20 Работа над образом героя по методу физических действий. Лекция, беседа 1 Выполнение практического задания 22 17.02.2023.02.20 Работа над образом героя по методу физических действий. Этюдные импровизации. Лекция, беседа 1 Опрос 23 24.02.20 – 1.03.20 Изучение жизни героя. Лекция, беседа 1 Опрос 24 2.03.20 – 8.03.20 Фантазирование о роли. Лекция, беседа 1 Опрос 25 9.03.20 – 15.03.20 Вскрытие подтекста. Лекция, беседа 1 Опрос 26 16.03.20 Внутренняя Практические 1 Выполнение – характерность занятия практического 22.03.20 задания 27 23.03.20 – 29.03.20 Внешняя характерность Практические занятия 1 Показательное выступление 28 6.04.2012.04.20 Домашние этюды «на образ». Практические занятия 1 Опрос 1 Выполнение практического задания 29 13.04.2019.04.20 Слушание и фиксирование образов, развитие моторики Практические занятия Выполнение практического задания 30 31 20.04.2026.04.20 27.04.203.05.20 Посещение театра Юного Зрителя. (Филармония, Театр кукол) Подготовка спектакля к празднику «День Победы». Роли. Читка сценария. Движения, мимика, речь. Практические занятия Практические занятия 1 1 Выполнение практического задания Выполнение практического задания 32 4.05.2010.05.20 Генеральная Практические репетиция спектакля к занятия празднику «День 1 Победы». Показ спектакля. 33 11.05.2017.05.20 Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол. Практические занятия 1 Выполнение практического задания 34 35 18.05.2024.05.20 25.05.2031.05.20 Играем в театр. Практические занятия До свидания, Практические Зазеркалье. занятия Итоговое занятие 1 1 Выполнение практического задания Выполнение практического задания 35