Внеурочная_программа_Русский_сувенир_2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Д.А.Рытов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский сувенир» разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования и на основе:
• программы «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой
• примерной программы И.А. Новоскольцевой «Обучение детей игре на ложках».
Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой
осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным
истокам и культуре толерантности. Характерные для русской народной культуры звуки,
тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают» его насквозь. Таким образом, ребёнок
осознаёт себя неотъемлемой частью общества, своей культуры.
Внеурочная деятельность «Русский сувенир» имеет художественную направленность.
Программа направлена на развитие художественных способностей к исполнительским
видам искусства, эмоционального восприятия и образного мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа рассматривается как многогранный образовательный процесс,
связанный с формированием нравственных основ детей, с формированием
исполнительской культуры, также приобщение их к лучшим образцам музыкального
русского народного искусства, расширение кругозора, выработка коммуникативных
способностей
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом
деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников.
Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа,
воспитанники могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории
края. Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм
первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства,
являются игры со звуками. Извлечь звуки можно не только из готового музыкального
инструмента, но и экспериментальных приспособлений (коробочки с крупой,
металлические предметы, ключи, пуговицы на леске, шумелки из пластиковых бутылок,
палочки и многое другое). Можно сделать совместно с детьми самодельные инструменты.
Этот вид деятельности раскрывает музыкальные способности детей, позволяет
интегрировать комплекс образовательных задач в педагогической деятельности. В игре на
самодельных инструментах (шумелки, звенелки, стучалки, шуршалки) детей привлекает
не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из
них красивые звуки. Озвучивание сказки инструментами – задание для детей очень
интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и
память. «Игры со звуками» учат детей придумывать и исполнять свою музыку.
Музыкальными инструментами здесь являются различные бытовые предметы, а также
самодельные шумовые инструменты. Главное условие – это дать возможность детям
импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности на занятиях является игра в
ансамбле. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка
за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость.
Создание детского ансамбля школьников – очень сложное и трудоёмкое дело, но весьма
нужное. Игра в детском ансамбле ложкарей – это особая форма игровой деятельности
детей. Она строится по общим правилам, объединяет ребят, усиливает их мотивацию к
совместному творчеству, снимает внутреннюю напряженность, закомплексованность,
создает условия для самореализации. Игра стимулирует не только развитие
узкоспециальных музыкальных способностей, но и помогает в развитии творческих и
психических качеств, физических данных ребенка. Играть на ложках – играя – именно
такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания детей
младшего школьного возраста. Игра на ложках всегда связана у детей с чувством радости
и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность.
Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора
русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей.
Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с
незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные
деревянные ложки с течением времени стали употребляться в народном музицировании.
Теперь это – русский народный инструмент. При ударе выпуклыми сторонами друг о
друга получается четкий «сухой» звук. В старину народные песни и пляски часто
сопровождались игрой на ложках.
Зародившись в далеком прошлом, искусство игры на этом инструменте до сих пор
сохраняет многие свои традиционные черты. Специальных нотных записей для
исполнения на ложках не было. Искусство игры на них зависело от фантазии исполнителя,
а также от того, что можно было перенять у разных умельцев. Таким образом,
накапливался опыт и приемы игры на самобытном народном инструменте.
Цели и задачи программы
Цель: обогащение духовной культуры и развитие музыкально - ритмических и
творческих способностей детей через игру на русских народных музыкальных
инструментах
Программа определяет следующие задачи:
•
•
•
•
•
•
•

Образовательные:
обучить основам техники игры на ложках и других народных инструментах;
научить осознанно, воспринимать и передавать ритмический рисунок на
музыкальных инструментах;
приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности,
выразительности исполнения, исполнение сольных партий;
научить использовать музыкальные инструменты, в частности деревянные ложки,
для озвучивания стихов, сказок.

•

Развивающие:
развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в
звукотворчестве;
развивать ритмический и интонационный слух;
развивать способность к элементарной импровизации, представление об ускорении
и замедлении темпа;
развивать слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики.

•

Воспитательные:

•
•

•
•

воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и
обычаям страны, края;
прививать им интерес к прошлому старшего поколения.

Реализация программы осуществляется через:
- обучение детей игре на деревянных ложках, ударных, шумовых и экспериментальных
музыкальных инструментах (инструментах-самоделках);
- создание ритмических импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр,
инсценировок;
- углубление знаний детей о традициях народной культуры;
- создание благоприятных условий для саморазвития, самовыражения ребёнка через
развитие художественно – творческих способностей детей;
- расширение общего кругозора школьников;
- укрепление связей личности с окружающим миром и людьми с целью эстетического
восприятия мира.
Актуальность: одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным
обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных
ориентиров. Поэтому наша задача - посредством музыки помочь пробудить и утвердить в
его душе благородные чувства, переживание, сопереживание, доброту, сердечность,
развить художественный вкус, способствовать формированию общей духовной культуры;
ввести каждого человека, независимо от его возможностей и музыкальных способностей,
в мир познания искусства. Решение этой задачи возможно в процессе целенаправленного
систематического воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на
высокохудожественные музыкальные произведения, развития всех компонентов
музыкально-эстетического сознания, творческой активности в различных видах
музыкальной деятельности, в том числе и игре на русских музыкальных инструментах.
Ведь игра на музыкальных инструментах - один из самых любимых детьми видов
музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и
исполнительские возможности. Она является замечательной формой приобщения к
совместному, коллективному элементарному музицированию.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается
как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия,
фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской
культуры, мотивации и установки на творчество.
Особенностью данной программы является усовершенствование и комбинирование
отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения игре на ложках,
народных шумовых, ритмических и музыкальных инструментах, а также
экспериментальных инструментах (инструментах - самоделках) и приобщение детей к
творческой деятельности: создание ритмических и инструментальных импровизаций,
танцевальных композиций, несложных игровых миниатюр, инсценировок. Коллективные
творческие композиции и проекты дети демонстрируют на праздниках, концертах.
Педагогическая целесообразность программы заключается в культурно-историческом
принципе отбора содержания и логической взаимосвязи выстроенной системы процессов
обучения, развития, воспитания детей младшего школьного возраста через обучение игре
на ложках в ансамбле. Данная программа способствует социализации личности каждого
ребенка, развитию личностных качеств и межличностных отношений, развивает тонкую
моторику, координацию движений и быстроту реакции. В процессе занятий у детей
активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость
внимания, вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли
коллективного труда, дисциплинированность, уверенность в своих силах
Основные принципы программы:
Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития
способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся, опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности:
планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися
необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение,
определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень
успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его
людям, окружающему миру. Если ребенок будет видеть, что его вклад в общее дело
оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно,
чтобы оценка успешности учащегося была искренней и неформальной, она должна
отмечать реальный успех и реальное достижение.
Адресат программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский сувенир» предназначена для
учащихся 1 класса
Объем и срок освоения программы.
Программа «Русский сувенир» разработана на 33 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена для реализации занятий с двумя группами обучающихся 1
классов. Состав группы – постоянный.
Количество часов: по 33 ч /уч. год в каждой группе.
Общая нагрузка для руководителя: 66 часов.
Формы проведения занятий:
Основной формой проведения занятий «Русский сувенир» является групповые занятия
по расписанию (2 группы). Занятия проводятся ансамблем по одному разу в неделю в
каждой группе первоклассников. Продолжительность занятия 35 - 40 минут.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении;
Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок,
прибауток, песен, скороговорок;
Практические: (разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и
в ансамбле).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный материал, предусмотренный Программой, распределен в определенной
последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для

выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения
основами техники, рекомендуется использовать на занятиях:
• пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками;
• ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, песенки,
прибаутки, частушки);
• создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается
проведение экскурсий, посещение музеев народного творчества, организация
фотовыставок и просмотр видеоматериала о народной музыкальной культуре и искусстве,
чтение произведений устного народного творчества, прослушивание музыкальных
произведений.
Разделы программы
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – подготовительный этап, цель которого: приобретение начального
музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 ступень – основной этап. Его цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени:
развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с
народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, знакомятся с
новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.
3 ступень – заключительный этап. Цель: знакомство с традициями народной культуры.
Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х ложках и других народных
музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг
друга. Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при
возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий,
времени прохождения материала.
Музыкальный репертуар при игре на ложках:
1. «Светит месяц» русская народная песня.
2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня
3. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
4. «Валенки» русская народная песня.
5. «Кадриль» русская народная мелодия.
6. «Я на горку шла» русская народная песня
7. «Во кузнице» русская народная песня.
8. «Жили у бабуси» русская народная песня.
9. «На зеленом лугу» русская народная песня.
10. «Барыня» русская народная мелодия;
11. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
12. «Матрешки» русская народная песня.
13. «А я по лугу» русская народная песня.
14. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
15. «Утушка луговая» русская народная песня.
16. «Калинка» русская народная мелодия.
17. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
18. «Лапти» русская народная песня.
19. «Травушка муравушка» русская народная песня.

20. «На горе-то калина» русская народная песня
21. «Ах, вы, сени» русская народная песня
22. «Вдоль по улице метелица» русская народная песня
23. «Коробейники» русская народная
Музыкальный репертуар ложкарей
При обучении детей младшего школьного возраста игре на ложках, необходимо грамотно
подойти к выбору музыкального репертуара, так как в возрасте 7-8 лет ребенок может
уверенно воспроизводить целые, половинные, четвертные и восьмые длительности, в
исключительном случае четверть с точкой и шестнадцатые.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебная Веселая пальчиковая
Изучение способов и
гимнастика Н.В. Нищевой
приемов игры на
неделя
спаренных ложках
I ПОЛУГОДИЕ
1.
Инструктаж по ТБ.
Посадка. Постановка
Мы похлопаем в ладошки
рук.
2.
Мы похлопаем в ладошки
Молоточек – способ
воспроизведения.
Ложками,
располагающимися в
правой руке, на
расстоянии 15-20 см
от колена, произвести
удар по
левому/правому бедру
сверху.
3.
Будем есть оладушки
Подбивка. При
приеме игры, левая
рука располагается на
расстоянии 10-15 см
от колена левой ноги
и ладошка левой руки
должна быть
обращена в сторону
колена. Ложками,
располагающимися в
правой руке,
произвести удар по
ладошке левой руки
снизу.
4
Осенины – ложкины
Закрепление всего
именины
пройденного
материала,
соединение и
отработка изученных
приемов, сочетание их
комбинаций при
исполнении
5
Веселые матрешки
Солнышко –

Исполнение
музыкальных
произведений

Р.н.п. «Во саду ли, в
огороде».

Р.н.п. «Я на горку
шла»

Р.н.п. «Во саду ли, в
огороде».
Р.н.п. «Я на горку
шла»

Р.н.п.«Матрешки»

6

Дождик бегает по крыше

7

Дружные лошадки

8

Мы в печи варили щи

9

Домик гнома

10

Собирай народ в наш
веселый хоровод!

выполнять круговые
движения
четвертными
длительностями
справа, наверху, над
головой, слева и
внизу, перед грудью.
Усложнение: то же
самое восьмыми
длительностями.
Потолочек – две
ложки в правой руке.
Левая рука слегка
отведена вправо.
Выполнять удары по
правому колену и по
ладони снизу. То же
самое – по левому
колену и по ладони
снизу.
Лошадка –
исполняется по
аналогии с
«Потолочек», но
соблюдая
ритм восьмая,
восьмая, четверть
(начинаем играть со
слабой доли: 2и / 1и)
Закрепление всего
пройденного
материала,
соединение и
отработка изученных
приемов.
Ключ – удары по
левому плечу, по
правому колену, по
внутренней стороне
стопы левой ноги, по
ладони левой руки.
Большая прямая
резинка Левая рука
располагается на
расстоянии от лица
30-40 см
(параллельно) и
ладошка обращена в
сторону лица, пальцы
прижаты друг к другу.
Ложками,
располагающимися в

Р.н.п. «Жили у
бабуси»

Р.н.п. «Барыня»

Р.н.п. «Жили у
бабуси»
Р.н.п. «Матрешки»
Р.н.п. «Барыня»
Р.н.п. «Тень, тень,
потетень»

Р.н.п. «Валенки»

11

Барабан

12

Пляшут ложки, пляшут
ножки

13

14

Хрустальный перезвон

Зимние забавы

правой руке,
произвести удар по
ладошке левой руки
из-за правого плеча.
Боковая правая
большая резинка.
Корпус развернуть в
правую сторону.
Вытянуть левую руку,
согнутую в локте в
правую сторону.
Ладошка левой руки
развернута к лицу и
располагается на
расстоянии от лица
20-30 см. Ложками,
располагающимися в
правой руке,
произвести удар из-за
правого плеча по
ладошке левой руки.
Боковая левая
большая резинка.
Корпус развернуть в
левую сторону и
вытянуть левую руку,
согнутую в локте.
Ладошка левой руки
развернута к лицу и
располагается на
расстоянии от лица
20-30 см. Ложками,
располагающимися в
правой руке,
произвести удар по
ладошке левой руки
из-за правого плеча.
Закрепление всего
пройденного
материала,
соединение и
отработка изученных
приемов.
Подведение итогов
всех прошедших
занятий. Закрепление
всего пройденного
материала, отработка
изученных приемов и
сочетание их
комбинаций при
исполнении.

Р.н.п. «Светит
месяц»

Р.н.п. «Валенки»
Р.н.п. «Светит
месяц»

Р.н.п. «Валенки»
Р.н.п. «Светит
месяц»

Р.н.п. «Валенки»
Р.н.п. «Светит
месяц»

15

Каша

16

«От зари до зари веселятся
Р.н.п. «Калинка»
ложкари» (Повторение
изученных упражнений)
II ПОЛУГОДИЕ
Комбинирование изученных способов и приемов игры на ложках.
Изучение универсальных ритмических фигур.
Пришла Коляда - открывай Повторение
Повторение
ворота!
изученного материала изученных
за I полугодие.
музыкальных
произведений.
Наши питомцы
Ритмическая фигура
Произведения по
№ 1 «Кошка ленивая» выбору учащихся
Я люблю свою лошадку
Ритмическая фигура
Произведения по
№ 2 «Ах, ты лошадка» выбору учащихся
Наши игрушки
Ритмическая фигура
Произведения по
№ 3 «Каша стоит на
выбору учащихся
печи»
Как на Масленой неделе в
Ритмическая фигура
Произведения по
потолок блины летели
№ 4 «Тикают часики» выбору учащихся
Ритмическая фигура
№ 5 «Ах, вы блины»

17

18
19
20

21

22

Ложечка точеная, ручка
золоченая

23

Частушки - веселушки

24

Ушица

Закрепление
пройденного
материала.
Импровизация с
помощью. Изученных
комбинаций
Удар по тыльной
стороне ладони.
Спаренные ложки
ударяют по тыльной
стороне ладони левой
руки.
Удар о правую и
левую сторону груди

Повторение
изученных
музыкальных
произведений.
Р.н.п. «Утушка
луговая»

Ритмическая фигура
№ 6 Вариация
«Лошадка»
Ритмическая фигура
№ 7 «С триолями»

Произведения по
выбору учащихся

Ритмическая фигура
№ 8 «С притопами»
Ритмическая фигура
№ 9 «Лошадка»

Частушки,
произведения по
выбору учащихся
Произведения по
выбору учащихся

25

Облака

Ритмическая фигура
№ 10 Ритм «Бегин»
Украшения.
Тембровые
возможности

Произведения по
выбору учащихся

26
27

Собирайся-ка, народ! У нас
ярмарка идет!
Весенняя капель

Тембровое
упражнение
Форшлаг (украшение)

28

Веселые маски

29

Аты-баты, шли солдаты.

30

Домик гнома

31

Барабан

32

Мы милашки, куклыневаляшки

33

«Русский сувенир»
приглашает гостей

Тембровое
упражнение
Имитация звуков
ударных
инструментов
Подведение итогов.
Повторение
пройденного
материала
Разбор произведений
на основе
материала I и II полуг
одий
Подготовка к
итоговому
выступлению
Подготовка к
итоговому
выступлению

Произведения по
выбору учащихся
Произведения по
выбору учащихся
Произведения по
выбору учащихся
Матросский танец
«Яблочко»
Произведения по
выбору учащихся
Частушки,
произведения по
выбору учащихся
Детская песня «Мы
милашки, куклыневаляшки»
Произведения по
выбору учащихся

________________________________________________________________________________________________________________________

* Основываясь на методах поддержки детской активности и инициативы посредством музыки,
допускается отклонение от исполнения намеченных музыкальных произведений за I полугодие,
путем замены на другие, более понятные и понравившиеся детям. Выбор музыкальных
произведений II полугодия осуществляется совместно с учащимися. Руководитель внеурочной
деятельности предлагает к прослушиванию русские народные песни и танцы, современные
композиции, песни военных лет. Основываясь на полученных знаниях, дети предлагают свои
ритмические варианты. Таким образом, ребята раскрываются, импровизируют и чувствуют себя
настоящими творцами музыкального искусства.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, интеллект, воображение,
артистичность, развивает память, слух, дикцию т.е. формирует предпосылки
универсальных учебных действий, важные для любых сфер деятельности.
Показатели оценки индивидуального развития детей:
К концу первого полугодия обучающиеся будут знать:
•
•

название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, шумелки,
хлопушки, свистульки, балалайка) и различать их по звучанию;
традиции и обычаи родного края, понимать смысл народных праздников

Обучающиеся будут уметь:
• рассказать об обычаях родного края, народных промыслах, народных праздниках;
• импровизировать:
• владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни;
• применить речевые фольклорные обороты в быту;
• слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок;
• слаженно играть в ансамбле;
• сочетать движения рук и ног;
• оказывать помощь сверстникам;
• проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками;
• с желанием участвовать в любом виде деятельности;
К концу учебного года школьники будут знать:
• названия инструментов, характер их звучания, правила пользования и хранения
инструментов.
•
•
•
•
•

Обучающиеся будут уметь:
играть индивидуально и в ансамбле на 2-х и 3-х ложках разными приёмами;
играть индивидуально и в ансамбле на 2-х ложках, используя простейшие
танцевальные элементы;
играть индивидуально и в ансамбле на ксилофоне и металлофоне простейшие
мелодии;
узнавать на слух не только инструмент, но и название знакомой мелодии,
воспроизводить на инструменте услышанную мелодию.
свободно владеть игрой на шумовых инструментах, в том числе на ложках.

У обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные:
• навыки культуры общения;
• творческая активность, интерес к исполнительскому искусству;
• трудолюбие.
Метапредметные:
• самостоятельность, самоконтроль;
• правила игры в ансамбле;
• умения передавать ритмический рисунок;
• участвовать в совместной творческой деятельности.
Предметные:
• играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая простейший ритм;
• применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках;
• понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития
обучающегося как индивидуальности, динамики его образовательных достижений оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей младшего
школьного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Критерии оценки уровня усвоения программы
Уровень – ниже среднего.
Восприятие: Ребенок не проявляет интереса к музыке, может дать односложную
характеристику произведению; не желает самовыражаться через импровизацию.
Игра на ложках: не всегда правильно применяет навыки игры, не правильная постановка
рук, не может самостоятельно сыграть простые ритмические рисунки.
Ритм: слабо выдерживает заданный ритм, не может самостоятельно выложить
ритмическую формулу на доске.
Творческая активность: Испытывает затруднения в решении творческих задач,
импровизациях.
Уровень – средний.
Восприятие: Ребенок охотно знакомится с новыми произведениями, различает жанры,
форму, тембры, нюансы; владеет музыкальными терминами.
Игра на ложках: музицирует с желанием, владеет правильной посадкой и постановкой
рук, владеет навыками игры, умеет самостоятельно исполнять простые ритмические
рисунки.
Ритм: хорошо выражено чувство ритма, выкладывает заданный ритм с паузами на доске.
Творческая активность: ребенок не всегда готов к импровизации, не всегда активен, но
уверенно исполняет музыкальные произведения в коллективе.
Уровень – высокий.
Восприятие: ребенок проявляет стойкий интерес к музыкальному искусству,
эмоционально сопереживает настроению, характеру музыки, смело выражает свои чувства
в словах и в движении.
Игра на ложках: владеет правильной посадкой и постановкой рук, может исполнить
любую партию в знакомом произведении, может придумать ритмический рисунок
самостоятельно, готов быть солистом.
Ритм: ребенок легко воспроизводит заданный и придуманный ритмический рисунок, как в
исполнении, так и на доске.
Творческая активность: обладает фантазией, воображением, умением импровизировать,
готов к самостоятельным музыкально-творческим проявлениям.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной
программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри
коллектива, праздничные утренники, фольклорные праздники, развлечения и досуги,
отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.

5. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 группа (среда)
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения
План.

1

06.09

2.

Вас приглашает «Русский
сувенир». Инструктаж по ТБ.
Мы похлопаем в ладошки
Мы похлопаем в ладошки

1

13.09

3.

Будем есть оладушки

1

20.09

4

Осенины – ложкины именины

1

27.09

5

Веселые матрешки

1

04.10

6

Дождик бегает по крыше

1

11.10

7

Дружные лошадки

1

18.10

8

Мы в печи варили щи

1

25.10

9

Домик гнома

1

08.11

1.

Факт.

Примечание

1

15.11

11

Собирай народ в наш веселый
хоровод!
Барабан

1

22.11

12

Пляшут ложки, пляшут ножки.

1

29.11

13

Хрустальный перезвон

1

06.12

14

Зимние забавы

1

13.12

15

Каша

1

20.12

16

1

27.12

1

10.01

18

От зари до зари веселятся
ложкари. (Повторение изученных
упражнений)
Пришла Коляда- открывай
ворота!
Наши питомцы

1

17.01

19

Я люблю свою лошадку

1

24.01

20

Наши игрушки

1

31.01

21

1

07.02

1

21.02

23

Как на Масленой неделе в
потолок блины летели
Ложечка точеная, ручка
золоченая
Частушки - веселушки

1

28.02

24

Ушица

1

06.03

25

Облака

1

13.03

26

1

20.03

27

Собирайся-ка, народ! У нас
ярмарка идет!
Весенняя капель

1

03.04

28

Веселые маски

1

10.04

29

Аты-баты, шли солдаты

1

17.04

30

Домик гнома

1

24.04

31

Барабан

1

08.05

32

Мы милашки, куклы-неваляшки

1

15.05

33

«Русский сувенир» приглашает
гостей
Итого

1

22.05

10

17

22

33

2 подгруппа (четверг)
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения
План.

1.

Мы похлопаем в ладошки

1

07.09

2.

Мы похлопаем в ладошки

1

14.09

3.

Будем есть оладушки

1

21.09

4

Осенины – ложкины именины

1

28.09

5

Веселые матрешки

1

05.10

6

Дождик бегает по крыше

1

12.10

7

Дружные лошадки

1

19.10

8

Мы в печи варили щи

1

26.10

9

Домик гнома

1

09.11

10

1

16.11

11

Собирай народ в наш веселый
хоровод!
Барабан

1

23.11

12

Пляшут ложки, пляшут ножки

1

30.11

13

Хрустальный перезвон

1

07.12

14

Зимние забавы

1

14.12

15

Каша

1

21.12

16

1

28.12

1

11.01

18

От зари до зари, веселятся
ложкари. (Повторение изученных
упражнений)
Пришла Коляда - открывай
ворота!
Наши питомцы

1

18.01

19

Я люблю свою лошадку

1

25.01

20

Наши игрушки

1

01.02

21

Как на Масленой неделе в
потолок блины летели
Ложечка точеная, ручка
золоченая

1

08.02

1

22.02

17

22

Факт.

Примечание

23

Частушки - веселушки

1

29.02

24

Ушица

1

07.03

25

Облака

1

14.03

26

1

21.03

27

Собирайся-ка, народ! У нас
ярмарка идет!
Весенняя капель

1

04.04

28

Веселые маски

1

11.04

29

Аты-баты, шли солдаты.

1

18.04

30

Домик гнома

1

25.04

31

Барабан

1

32

Мы милашки, куклы-неваляшки

1

16.05

33

«Русский сувенир» приглашает
гостей
Итого

1

23.05

09.05-празд.
день

33

6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обстановка и предметы, окружающие учащихся в музыкальном зале, способствуют
накоплению эстетических впечатлений, развитию эмоциональных и познавательных
процессов. Музыкальный зал – центр культурно – массовых мероприятий, где проводятся
музыкальные занятия, праздники, развлечения, встречи с интересными людьми.
Состояние материально-технического обеспечения учреждения является основой для
осуществления качественной образовательной деятельности внеурочной деятельности,
главной составляющей реализации целей и задач образовательного процесса:
1. Помещение (достаточно просторное);
2. Музыкальные инструменты руководителя « Русский сувенир» (баян, фортепиано);
3. Музыкальные инструменты воспитанников (деревянные ложки, бубен, спаренные
деревянные ложки);
4. Специальная бутафория для «обыгрывания» музыкальных номеров; костюмы для
выступления, декорации;
5. Видеоматериалы с выступлениями профессиональных ансамблей ложкарей, записями
обрядов, народных праздников;
6. Аудиоматериал с записями профессиональных коллективов, народных, фольклорных,
профессиональных и самодеятельных певцов;
7. Музыкальный центр.
3.2. Структура занятия
СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ, УЧЕБНОЙ И НОТНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература
1. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры баянистов. М., 1996
2. Ризоль Н. Работа с ансамблем баянистов.
3. Ризоль Н.Очерки о работе в ансамбле баянистов. М., 1986
4. Андрошенков Г.И. Форма и методы работы с самодеятельным нструментальным
ансамблем. Л., 1985
5. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. М., Музыка, 1987
6. Рязанов В. Русские народные ансамбли. М., 1972
7. Михайлов В.М. Обучение игре на Русских ложках. Самара 2013
8. Акимов Ю. Баян и баянисты. Сборник методических материалов.М.,1970.
9. Афанасьев С. Работа с самодеятельным ансамблем ложкарей —М.,1990
10. Пилипенко Л. Азбука ритмов. М.,2000
Нотная литература
1. Михайлов В.М. Обучение игре на Русских ложках. Самара 2013
2. Лаптев И.Г. Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского: 10.Стороженко А.
Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства. С., 1993
3. Концертные пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Сост. С
Мамченко.Самара., 2007.
4. Концертные пьесы для оркестра русских народных инструментов ДМШ. Сост. Ю.А.
Кондратьев. Выпуск 1. Тольятти, 2004
5. «Ансамбли русских народных инструментов». А. Широков. Вып.1. М.,1988
6. Играет ансамбль русских народных инструментов. Е. Дербенко. 2008
7. Хрестоматия русских народных инструментов. сост. В.К. Петров.Часть 2. М.1986
8. Играем в оркестре. Л. Климова. С.- Петербург.2002
9. Репертуар клубного оркестра русских народных инструментов. Сост. В.Викторов.
Выпуск 6. М., 1988
10. Современный русский народный оркестр. Сост. В. Чунин. М.,1990
11. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Пособие для школьников.
Сост. А Шелков. Ленинград. 1960
12. Репертуар для русских народных инструментов. Сост. Блинов Ю.П., М.,1982
13. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. В.1. М., 1988
14. Репертуар для русских народных инструментов. Сост. Букин В.П. ,Советская Россия,
М.,1961
15. Инструментальные ансамбли №7. Сост. Клепалов Ю.М., Советская Россия, 1989
16. Альбом начинающегося балалаечника. В.11. М., 1987
17. Репертуар балалаечника. Сборник пьес для начинающих.
18. Хрестоматия балалаечника младшие классы Дмш. Москва «Музыка»,1996
19. Юный балалаечник Пьесы для балалайки с фортепиано. «Музыка»,1982
20. Балалайка. Учебный репертуар для детских музыкальных. В. 2 ч. 5 класс. Киев.,1987
21. Юный балалаечник. Пьесы для балалайки и фортепиано. В. 2., Сост. Зверев А.В.,
Ленинград «Музыка»,1986
22. Этюды для балалайки. Сост. Зверев А.В., М.,1985
23. Альбом малыша - домриста.
24. Юному домристу «Заблудившийся верблюжонок». Новосибирск, 1999
25. Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды 1-7 классы. Издание 2. Сост.Чунин В.,
М.,1994
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.

Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.
Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста», 2002 г.
Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и
координации речи с движением. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО_ПРЕСС»,
2020. – 32 с., цв.ил.
Журнал «Дошкольное воспитание»
Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
Журнал «Музыкальная палитра»
Журнал «Музыкальный руководитель»
Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры», 200 г.
Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»,
1990 г.
Мельников «Русский детский фольклор», 1987
Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
Обучение игре на традиционных фольклорных инструментах (русские ложки): учебное
пособие по специальности 071301 "Народное художественное творчество» В.М.
Михайлов СГАКИ 2007 – 121 с.
Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
Сборник «Гармошечка-говорушечка»
Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкальнопедагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки
для детей дошкольного возраста), 2000 г.
Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=hhNIviNZ370
Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=J72UDjjPl1c
Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=oL7xxPIkNF4
Интернет ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/24/programmadopolnitelnogo-obrazovaniya
Интернет ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/14/programma-kruzhkaveselye-lozhkari
Интернет ресурс: http://svetlyachok4salsk.ru/wp-content/uploads/2016/02/рабочаяпрограмма-кружка-Весёлые-ложкари.pdf

8. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Структура занятия
1.Вступительная часть:
• приветствие (распевка «Здравствуйте ребята!»);
• пальчиковая гимнастика («Весёлая пальчиковая гимнастика». Упражнения для развития
мелкой моторики и координации речи с движением. ФГОС Автор: Нищева Н.В.);
•упражнения на развития чувства ритма. (подбираются педагогом от простого к
сложному: умение прохлопать заданный ритм с выделением сильной доли).
2.Основная часть:
изучение способов и приемов игры на ложках, разучивание ритмических рисунков и
связок под музыкальное сопровождение. Работа над четкостью, точностью ритма и
звукоизвлечения. Отработка игры в ансамбле.
3.Заключительная часть:
•Исполнение (повторение) изученного материала, творческая активность, импровизация.
•Прощание-кричалка ( дети очень любят КРИЧАЛКИ. Главное - не перестараться, без
яростного крика (мы же на муз.занятии, где голос - наш инструмент!)
Муз. рук.: Если с музыкой дружить,
Дети: Веселей на свете жить!
Муз. рук. : «Всем спасибо за старанья!»
Дети: Мы уходим! До свиданья!
Приложение 2.
Обозначения приемов игры на ложках

Основные приемы: удар (хлопок), хлопушка, большое тремоло, малое тремоло,
скольжение, большая дробь, малая дробь.
• хлопок - является простейшим из всех приёмов. Выполняется он ударом парой
ложек находящихся в правой руке о ладонь, колено и другие точки корпуса
исполнителя.
• удар о колено;
• удар по ладони левой руки (ладонь обращена вверх);
• удар под ладонь левой руки (ладонь обращена вниз);
• удар о правую сторону груди;
• удар о левую сторону груди;
• большая дробь – горизонтальный удар о левую ладонь и оба колена;
• малая дробь, исполняется о растопыренные пальцы левой руки;
• тремоло у левого плеча;
• тремоло у правого плеча;
• тремоло между ногами;
• движение рук с ударами по кругу.
• удар левой рукой под спаренные ложки (снизу - вверх).

Приложение 3.
Основные способы и приемы игры на ложках.
Как и при игре на любом другом музыкальном инструменте, ведущую роль на начальном
этапе обучения, занимают правильные посадка и постановка рук обучающегося.
При игре на ударном инструменте (ложки являются народными ударными
инструментами) главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени
участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить
чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками.
Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и
зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения.
Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз:
замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок –
возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный
слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе
систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются
необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического
сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских
навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять
ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента.
Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и
отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию
рук.
Существуют различные способы и приемы игры на ложках. Термин «способ» означает
какую-то определенную исходную позицию ложек в руках исполнителя. Все способы
между собой взаимосвязаны и происходят один от другого. По своим техническим
возможностям они разные и не все применяются сегодня в игровой практике ложкарей.
Некоторые способы игры на ложках дошли до наших дней в неизменном виде, другие
почти забыты и практически встречаются очень редко. Применение различных приемов
игры на ложках, орнамент движений рук – очень важный, чисто зрелищный элемент в
этом виде искусства. Исполнители во время игры нередко меняют положение ложек в
руках, при этом ложки сжимают пальцами каждый раз по-разному. Меняют и количество
ложек во время игры: играют то на двух, то на трех, то на четырех и более. Играют стоя и
сидя. Ложки могут находиться за поясом исполнителя (при игре стоя), в голенищах сапог,
сжиматься коленями ног (при игре сидя). Все это говорит о существовании разных
способах игры на них. При разных способах игры достигается различная окраска и сила
звучания, создаются новые игровые комбинации (колена), а из всего этого складывается
пьеса.
Прием игры на ложках – это специфическое звукоизвлечение, выполняемое
определенным движением руки, от которого зависит характер прикосновения ложек к
ложкам или к корпусу исполнителя. В итоге слышатся то одиночные, то дробные удары.
Способы и приемы игры на ложках, которыми могут овладеть дети младшего школьного
возраста:
•«Тарелочки» - держа ложки в каждой руке за черенки («ножки»), повернуть их друг к
другу выпуклой стороной («спинка»). Невысоко поднимая то одну, то другую руку,
выполнять скользящие движения.
•«Солнышко» - выполнять круговые движения четвертными длительностями справа,
наверху, над головой, слева и внизу, перед грудью. Усложнение: то же самое восьмыми
длительностями.
•«Лошадка» - в левую руку положить ложку на ладонь, выпуклой стороной вверх и
выполнять легкие удары поочередно по «спинке», по «ножке». Вариант: ложку держать
высоко слева – удары в определенном ритме, затем перевести вправо – тот же
ритмический рисунок.
•«Молоточек» - в правой руке две ложки. Одна зажата между указательным и большим
пальцами, другая между указательным и средним, «спинка» к «спинке». Держать
умеренно крепко. Выполнять удары по ладони левой руки, по коленям, по левому плечу,
по колену сидящего рядом ребенка или по его спине. В положении сидя выполнять удары
по вытянутой правой ноге, начиная с носка, потом по бедру, по животику, по вытянутой
вверх левой руке, делая акцент по ладони левой руки. Выполнять то же самое, начиная с
левой ноги.
Используя этот способ, можно играть на спаренных ложках.
•«Потолочек» - две ложки в правой руке. Левая рука слегка

отведена вправо. Выполнять удары по правому колену и по ладони снизу. То же самое –
по левому колену и по ладони снизу.
•«Ключ» - удары по левому плечу, по правому колену, по
внутренней стороне стопы левой ноги, по ладони левой руки.
•«Лягушка» - одна ложка зажата между большим и указательными пальцами, ложка
«спинкой» вверх, другая между указательным и средним, ложка «спинкой» вниз. Ложки
держать параллельно друг другу. Большой палец придерживает одну ложку внизу,
остальные в ковшике другой ложки. Опуская и поднимая пальцы, ложки соприкасаются и
разъединяются. Получается удар. Выполнять это упражнение правой и левой рукой, а
также двумя руками одновременно, приговаривая «ква-ква». Руки с ложками держать на
уровне плеч.
•«Поцелуйчики» - в каждой руке по две ложки (прием «лягушка»). На «раз-два» стукнуть
ложками два раза, руки на уровне плеч, на «три» - выполнить скрестное движение (правая
рука с ложками сверху) и стукнуть четырьмя ложками друг о друга («поцелуйчик»), на
«четыре» - то же самое, только левая рука сверху.
•«Лягушка и комарик» - скользящий удар. Две ложки держать в левой руке, одна в правой.
На «раз» выполнить скользящий удар одной ложкой по краю верхней ложки, потом по
краю нижней ложки в левой руке, которые сразу же соприкасаются в ударе друг о друга.
Удары можно выполнять к себе и от себя.
Вариант: на «раз» выполнить скользящий удар , на «два» -стукнуть ложкой по черенку
нижней ложки в левой руке, на «три» - стукнуть по черенку верхней ложки, на «четыре» правую руку с ложкой отвести вправо-вверх – «пауза».
«Тремоло» - левая пара ложек раздвинута, кисть раскрыта и находится в вертикальном
положении так, чтобы парные ложки были одна над другой, а одиночная ложка
тремолирует в пространстве между их головками. (Тремоло – итальянское слово «tremolo»
означает «дрожащий»). В музыке этим термином называют очень быстрое повторение
одного и того же звука.
Важно помнить, что ложки во время исполнения могут ломаться, поэтому замена их
новыми делается спокойно по ходу игры. Нужно научить детей выходить, усаживаться на
стульчики. Уход тоже должен быть отработанным.
Игровых вариантов исполнения очень много. В работе с детьми дошкольного возраста
используются простые приемы по технике исполнения, т. к. координация движений еще
не совершенна, мышцы пальцев рук не совсем крепкие. А несложные манипуляции с
ложками дети осваивают постепенно и к 7-8 годам овладевают несколькими приемами с
использованием разной манипуляции рук.
Владение различными приемами игры на ложках помогает детям в развитии чувства
ритма, координации движений, слаженности исполнения в ансамбле.

Приложение 4.

Приемы игры на двух ложках
Ударяют одной ложкой о другую.
Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав,
таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает
цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.
Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону
другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными
сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами,
вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют
ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием
усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между
коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары,
которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и
по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой
руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар
по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на
счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по
приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по
локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой
руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и
обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену
правой ноги;
«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и
колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».