Внеурочная программа музей 2023

1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» составлена на основе
программы педагога дополнительного образования Прохоровой Марии Епифановны.
Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной
информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных
ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов.
Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует
коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и общественновоспитательных
целях.
Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой
самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования,
обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьная музейная
комната - центр музейно-педагогической работы в школе. Основу музея школы представляют три
действующие сменные экспозиции: «Школьные выпускные экзамены XX века в документах»,
«История школы №62»,«Великая отечественная война. Память поколений.». По своему профилю
музей является историко-краеведческим.
Цель основания школьного музея:
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся общей культуры
личности на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
Задачи его развития:
- Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к толерантности
и состраданию;
- Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных жителей России, гордости за
свою Родину;
- Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
- Содействовать развитию общественной активности учащихся;
- Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;
- Воспитывать у учащихся музейную культуру;
- Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;
- Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины;
- Популяризация символики России и СК;
- Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогам-предметникам в
учебно-воспитательном процессе школы;
- Популяризация работы школьного музея.
Музей организован в школе на общественных началах на основе систематической работы
постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов.
Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и
образовательных задач, стоящих перед школой.
Задачи программы:
1. Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим
языком.
2. Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные
документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
3. Сформировать научные и профессиональные интересы.
4. Воспитать музейную культуру.
Адресность:
Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на
индивидуальность). Возраст занимающихся 11-16 лет. Группы – одновозрастные и
разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят
совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами,
чувствами, опытом и произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные
ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
4. Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их
как членов общества.
Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания
переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор
необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит экскурсии для учащихся, родителей,
жителей поселка; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в
учебном процессе.
Функции музея:
- Научно-документальная- реализуется в изучении определенных фактов, характеризующих
развитие образовательного учреждения. В музее представлены материалы периода основания и
развития школы. В основе экспозиций лежат подлинные предметы, документы. Собранный
учащимися материал позволил открыть «Школьные выпускные экзамены XX века в документах»,
«История школы №62», «Великая отечественная война. Память поколений.». В настоящее время
этими материалами пользуются экскурсовод, учителя, при проведении бесед, уроков, выставок,
классных часов.
- Охранная функция- включает гарантированное хранение культурных ценностей, которые
достигаются путем постоянного ухода за ними: правильным размещением в хранилищах,
консервацией, реставрацией. Все документы, которые к нам поступают, регистрируются и
правильно хранятся.
- Исследовательская. Музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся.
Для написания рефератов, докладов, сочинений, сообщений по учебным предметам учащиеся
используют материалы музея. В школе проводятся научно-практические конференции учащихся,
на которых одна из секций посвящена работе школьного музея. В школе есть традиция проведения
Уроков памяти, на которых ребята- исследователи музея выступают с результатами своих
исследований.
- Образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки
исторического мышления, способствует развитию детского самоуправления. Осуществление
музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию социализации
обучающихся. Музей - это место, где ребенок получает позитивный эмоциональный импульс в
причастности к историческому прошлому края, поселка, школы, усваивает этические ценности.
Использование символов Государственной власти при проведении школьных торжественных
мероприятий создает условия для развития гражданско-патриотического воспитания в школе.
Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного
учреждения (директор МАОУ СОШ №62 г. Екатеринбурга). Непосредственное руководство
практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по
образовательному учреждению. Текущую работу музея осуществляет Совет музея, в состав
которого входят педагоги, учащиеся и представители общешкольного родительского комитета.
Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и
образовательных задач, стоящих перед школой. Актив музея пополняет фонды музея путем
организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными
организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и
обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит
экскурсии для учащихся, родителей; оказывает содействие учителям в использовании музейных
материалов в учебном процессе. В программе сочетаются системы работы с предметами,
явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.

Программа включает:
• изучение истории музееведения в России;
• ознакомление с основами музейного дела;
• практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная
работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной
книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность
(разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий), поисковоисследовательская работа (сбор
информации, материалов для музея, составление и реализация проектов, популяризации музейного
дела), рекламно- просветительская деятельность (связь со средствами массовой информации
школы, города, округа, поддержание связи с музеем города Екатеринбурга, музеями РФ через
Интернет, создание и пополнение своей Web страницы о музее)
Методы обучения
1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и
выставок музея.
3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов
школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуальнопознавательной
деятельности.
Данная программа рассчитана на три года обучения. Количество детей в группе составляет
15 человек. Время занятий составляет 45 минут, занятия проходят 3 раза в неделю.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных
экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
• мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, круглый стол, культпоход;
• творческие дела – участие в конференциях, школьных мероприятиях, оформление
экспозиций музея.
Содержание основной работы экспозиции «История школы №62»
- Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, письма, материалы из газет, журналов,
видео- документы.
- Оформление стендов по данной экспозиции.
- Подготовка экскурсоводов.
- Разработка и проведение экскурсий.
- Организация встреч с выпускниками и ветеранами школы.
- Участие в школьных праздниках: «День учителя», «Вечер встречи выпускников»,
«Юбилейные вечера»
Содержание основной работы экспозиции «Великая отечественная война. Память
поколений.»
- Сбор материалов о ветеранах ВОВ, афганской и чеченской войны - жителях города,
выпускниках школы.
- Организация встреч с ветеранами афганской и чеченской войны, родными, друзьями,
учителями воинов-интернационалистов.
- Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
- Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
- Осуществление связи с музеями г. Екатеринбурга, специализирующихся в данном
направлении, сотрудничество с сотрудниками музея.
- Проведение тематических мероприятий по данной тематике (Уроки мужества, День Памяти,
выставки детских творческих работ).
- Беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов по данной тематике.
- Проведение акций «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Организация связи с Советом ветеранов г. Екатеринбурга.
Условия для реализации программы

Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Направленность программы Программа рассчитана на три года обучения. Возраст
обучающихся: от 11 до 16 лет.
2. Учебно-тематическое планирование
I год обучения
№

Тема занятия

1

Вводное
занятие

2

Я – житель
города
Екатеринбурга

3

Музейный
работник

4

5

Теоретическое содержание
материала
Режим занятий. Требования
к учащимся. Вводный
инструктаж. Знакомство с
программой обучения.
Организация учета
экспонатов. Распределение
экспонатов по основным
темам. Совет музея.
Экскурсовод.
История города
Екатеринбурга

Встречи с музейными
работниками. Музейный
экспонат. Хранилище музея.
Создание исследовательских
групп среди учащихся.
Создание киногрупп и
редакционного совета из
активистов музея с целью
увековечивания тех
свидетельств и память,
которые сохранились в
народных массах,
подготовка различных
сменных экспозиций,
экскурсионных уроков
мужества.
Экспозиция
Летопись школы. Изучение
«Школа – вчера, истории школы.
сегодня, завтра» Ознакомление с уставом
школы и ее традициями.
«Гордость
Поисковошколы»
исследовательская
деятельность. Встречи с
бывшими учителями и
выпускниками школы.
Беседы и интервью с ними.

часы

Содержание
практических работ
Правила ведения
музейной документации.

часы

Фотовыставка «Виды
родного города»
Создание экспозиции
«Екатеринбург прежде»,
«Екатеринбург сегодня»
Подготовка экскурсий по
экспозициям музея.
Ведение музейной
документации.
Оформление музейных
экспозиций

4

1
1
1

Работа над проектами.
Пополнение экспозиции.

4

2
3

Работа над проектами.
Пополнение экспозиции
«Школа – вчера, сегодня ,
завтра»

4

1
1
1
1

2

1
1

2

4

1

6

Символика г.
Екатеринбурга
и Свердловской
области
История моей
семьи в
истории города
Военная
история

Символика. История
символики. История
создания герба и флага г.
Екатеринбурга
Акция – конкурс « Самая
интересная фотография
нашей семьи»
Изучение военной истории.
Подготовка экскурсии

1
1

9

Встреча с
участника ми и
ветеранам и
ВОВ.

2
1
3
2

10

Чтобы помнили

11

Быт народов
Урала

Акция «Мы против войны».
Литературно-историческая
композиция «Дети войны».
Встречи с ветеранами.
Беседы с ветеранами.
Подготовка экскурсий.
Ознакомление с
экспозицией (выпускники
школы, участвующие в
военных действиях)
Изучение материальной
культуры края. Жилище.
Одежда. Утварь.

12

Раститель ный
и животный
мир Урала

Знакомство с флорой и
фауной нашего края.
Красная книга Урала.

2

13

Экология края.

Экологические проблемы
нашей малой родины. Пути
их решения.

2

14

Музейное
Посещение музеев города и
сотрудничество. образовательных
учреждений. Знакомство с
их экспозициями.
Защита
творчески х
проектов
учащихся.
Итоговое
Итоги работы школьного
занятие
музея.

4

7
8

15

16

2
1
2

2

3

1

ИТОГО

1 Выставка рисунков на
тему символики.
Пополнение экспозиции
«Моя малая родина»
Экскурсия – лекция « Из
семейного альбома»

4

Пополнение экспозиции
«Мужество».
Тематическая выставка
Фотосессия «Портрет на
фоне…» (портрет
ветеранов ВОВ,
тружеников тыла, детей
войны). Пополнение
экспозиции «Мужество»
Проведение экскурсии.

4

Пополнение экспозиции
«Моя малая родина»
проведение экскурсий
для учащихся.
Творческие проекты по
разнообразию
растительного и
природного мира нашего
края
Фото-акция
«Экологические
проблемы»
Научноисследовательская
проблема. Защита
проектов.
Обзорная лекция –
экскурсия для гостей из
других музеев города.

7

Учет экспонатов и
документального фонда
школьного музея.
102ч

3

II год обучения
№
п/п

Тема

Количество
часов

1

4

5

3

3

2

1
2
1
2
3
4
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
1
2
3

История музейного дела
Основные понятия и определения в музейном деле.
Музейные профессии
Из истории музеев Екатеринбурга.
Музеи Екатеринбурга (просмотр видеофильмов, слайдов,
открыток)
Краеведческий музей г. Екатеринбурга, его история.
Архив – учреждение для хранения документов.
Экскурсия в архив музея г. Екатеринбурга
Фондовая деятельность в музее
Что такое фонды музея?
Экскурсия в школьные музеи городских школ
Понятие «памятник», виды памятников.
Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным
сооружениям г. Екатеринбурга .
Книга учета – главный музейный документ.
Заполнение книги учета.
Атрибуция и экспертиза в музее.
Акт приемки–сдачи. Заполнение акта.
Виды карточек научного описания. Заполнение карточек
научного описания.
Для чего нужна и как заполнить именную карточку.
Пути комплектования фондов.
Экспозиционная деятельность
Понятие «музейная экспозиция».
Как правильно построить экспозицию.
Построение экспозиций школьного музея.
Текст в экспозиции.
Составление аннотаций.
Экскурсионная деятельность.
Виды экскурсий.
Методика построения и проведения экскурсии.
Практическая работа экскурсоводов.
ИТОГО

2
1
1
7
1
4
1
1
5
1
4
16
6
1
1
1
1
1
1
4
33
1
1
20
1
10
39
1
2
36
102

III год обучения
№ п/п Тема
1
2
1
2
3
4
1
2

Количество
часов
История музейного дела
2
Основные понятия и определения в музейном деле.
1
Музейные профессии (экскурсовод, хранитель фонда и т.д.). 1
Из истории музеев Екатеринбурга
8
Музеи Екатеринбурга (просмотр видеофильмов, слайдов, 2
открыток)
Краеведческий музей г. Екатеринбурга, его история.
2
Архив – учреждение для хранения документов.
2
Экскурсия в музей г. Екатеринбурга
2
Фондовая деятельность в музее.
28
Что такое фонды музея?
2
Экскурсия в фондохранилище музея г. Екатеринбурга
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Экскурсия в фондохранилище музея МАОУ СОШ№9 г.
Екатеринбурга
Понятие «памятник», виды памятников.
Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным
сооружениям г. Екатеринбурга
Книга учета – главный музейный документ
Заполнение книги учета
Атрибуция и экспертиза в музее
Акт приемки–сдачи. Заполнение акта.
Виды карточек научного описания. Заполнение карточек
научного описания.
Для чего нужна и как заполнить именную карточку.
Пути комплектования фондов.
Экспозиционная деятельность.
Понятие «музейная экспозиция».
Как правильно построить экспозицию.
Построение экспозиций школьного музея.
Текст в экспозиции.
Составление аннотаций.
Экскурсионная деятельность.
Виды экскурсий.
Методика построения и проведения экскурсии.
Практическая работа экскурсоводов.
Экскурсии в школьном музее
5 Создание (защита) собственных проектов, экспозиций в
школьном музее
Участие в ученической научно- практической конференции
Поисково-исследовательская деятельность воспитанников
(поездки к местам боевой славы)
Мастер – класс «Как построить экспозицию»
Вечер отдыха в музее
Мастер – класс «Разработка музейного проекта и его защита»
Виртуальная экскурсия по музеям России
ИТОГО

2
2
6
2
2
2
2
2
2
2
20
1
1
12
2
4
44
2
2
10
12
8
2
2
2
1
2
1
102

4.Диагностика результативности программы
Ожидаемые результаты
1. Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники истории
и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
2. Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление.
3. Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
4. Сформируют активную гражданскую позицию.
Методы определения результативности
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде
практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
• книги поступлений;
• акта приемки–сдачи;
• карточки описания поступающих экспонатов

2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея,
оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Изучение коллекций школьного музея.
5. Участие в историко-краеведческой конференции учащихся.
6. В конце каждого года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и
защита собственных проектов музейного дела
5. Условия реализации
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного фонда
школьной музейной комнаты. Они включают в себя значительное количество вещественных,
письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают
методикой музейной деятельности. В
организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов
по истории, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед,
практических занятий по музееведению.
Оборудование и оформление школьного музея:
Школьная музейная комната оборудована выставочными витринами, стеллажами, на
которых представлены экспонаты.
6. Список литературы
Для педагогов:
1. Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с.
2. Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и
перспективы.-Барнаул: Издательство АГТУ.-2008.-130 с.
3. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2010.№5 С 4-6.
4. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев
(Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/
Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2007. С 89-96.
5. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории
органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 2009.
6. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск
3 Барнаул, 2009. С 199-203.
7. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник
материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию
Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 2009.С 123-126.
8. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете
современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и
новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 2009. С 100-123.
9. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие
записки. Вып. 3.- Барнаул, 2009.С 204 – 215.
10. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование.
2010. №5.
11. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.//
Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70- летию
Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 2009.С 101-103.
12. Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи
экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды
Для обучающихся:
1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2010.-265 с.
2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012.-520 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».