1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» составлена на основе программы педагога дополнительного образования Прохоровой Марии Епифановны. Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и общественновоспитательных целях. Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьная музейная комната - центр музейно-педагогической работы в школе. Основу музея школы представляют три действующие сменные экспозиции: «Школьные выпускные экзамены XX века в документах», «История школы №62»,«Великая отечественная война. Память поколений.». По своему профилю музей является историко-краеведческим. Цель основания школьного музея: Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся общей культуры личности на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания. Задачи его развития: - Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к толерантности и состраданию; - Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных жителей России, гордости за свою Родину; - Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности; - Содействовать развитию общественной активности учащихся; - Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы; - Воспитывать у учащихся музейную культуру; - Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения; - Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины; - Популяризация символики России и СК; - Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогам-предметникам в учебно-воспитательном процессе школы; - Популяризация работы школьного музея. Музей организован в школе на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой. Задачи программы: 1. Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком. 2. Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их. 3. Сформировать научные и профессиональные интересы. 4. Воспитать музейную культуру. Адресность: Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность). Возраст занимающихся 11-16 лет. Группы – одновозрастные и разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки. Принципы функционирования программы 1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом. 2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение. 3. Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона. 4. Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества. Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит экскурсии для учащихся, родителей, жителей поселка; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. Функции музея: - Научно-документальная- реализуется в изучении определенных фактов, характеризующих развитие образовательного учреждения. В музее представлены материалы периода основания и развития школы. В основе экспозиций лежат подлинные предметы, документы. Собранный учащимися материал позволил открыть «Школьные выпускные экзамены XX века в документах», «История школы №62», «Великая отечественная война. Память поколений.». В настоящее время этими материалами пользуются экскурсовод, учителя, при проведении бесед, уроков, выставок, классных часов. - Охранная функция- включает гарантированное хранение культурных ценностей, которые достигаются путем постоянного ухода за ними: правильным размещением в хранилищах, консервацией, реставрацией. Все документы, которые к нам поступают, регистрируются и правильно хранятся. - Исследовательская. Музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, докладов, сочинений, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы музея. В школе проводятся научно-практические конференции учащихся, на которых одна из секций посвящена работе школьного музея. В школе есть традиция проведения Уроков памяти, на которых ребята- исследователи музея выступают с результатами своих исследований. - Образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления, способствует развитию детского самоуправления. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию социализации обучающихся. Музей - это место, где ребенок получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому края, поселка, школы, усваивает этические ценности. Использование символов Государственной власти при проведении школьных торжественных мероприятий создает условия для развития гражданско-патриотического воспитания в школе. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения (директор МАОУ СОШ №62 г. Екатеринбурга). Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению. Текущую работу музея осуществляет Совет музея, в состав которого входят педагоги, учащиеся и представители общешкольного родительского комитета. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой. Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит экскурсии для учащихся, родителей; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает: • изучение истории музееведения в России; • ознакомление с основами музейного дела; • практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий), поисковоисследовательская работа (сбор информации, материалов для музея, составление и реализация проектов, популяризации музейного дела), рекламно- просветительская деятельность (связь со средствами массовой информации школы, города, округа, поддержание связи с музеем города Екатеринбурга, музеями РФ через Интернет, создание и пополнение своей Web страницы о музее) Методы обучения 1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации. 2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея. 3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме. 4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуальнопознавательной деятельности. Данная программа рассчитана на три года обучения. Количество детей в группе составляет 15 человек. Время занятий составляет 45 минут, занятия проходят 3 раза в неделю. Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций. Программа реализуется в следующих формах: • мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, круглый стол, культпоход; • творческие дела – участие в конференциях, школьных мероприятиях, оформление экспозиций музея. Содержание основной работы экспозиции «История школы №62» - Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, письма, материалы из газет, журналов, видео- документы. - Оформление стендов по данной экспозиции. - Подготовка экскурсоводов. - Разработка и проведение экскурсий. - Организация встреч с выпускниками и ветеранами школы. - Участие в школьных праздниках: «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «Юбилейные вечера» Содержание основной работы экспозиции «Великая отечественная война. Память поколений.» - Сбор материалов о ветеранах ВОВ, афганской и чеченской войны - жителях города, выпускниках школы. - Организация встреч с ветеранами афганской и чеченской войны, родными, друзьями, учителями воинов-интернационалистов. - Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике. - Разработка и проведение экскурсий по экспозициям. - Осуществление связи с музеями г. Екатеринбурга, специализирующихся в данном направлении, сотрудничество с сотрудниками музея. - Проведение тематических мероприятий по данной тематике (Уроки мужества, День Памяти, выставки детских творческих работ). - Беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов по данной тематике. - Проведение акций «Никто не забыт, ничто не забыто». - Организация связи с Советом ветеранов г. Екатеринбурга. Условия для реализации программы Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля. Направленность программы Программа рассчитана на три года обучения. Возраст обучающихся: от 11 до 16 лет. 2. Учебно-тематическое планирование I год обучения № Тема занятия 1 Вводное занятие 2 Я – житель города Екатеринбурга 3 Музейный работник 4 5 Теоретическое содержание материала Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Организация учета экспонатов. Распределение экспонатов по основным темам. Совет музея. Экскурсовод. История города Екатеринбурга Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и память, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества. Экспозиция Летопись школы. Изучение «Школа – вчера, истории школы. сегодня, завтра» Ознакомление с уставом школы и ее традициями. «Гордость Поисковошколы» исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними. часы Содержание практических работ Правила ведения музейной документации. часы Фотовыставка «Виды родного города» Создание экспозиции «Екатеринбург прежде», «Екатеринбург сегодня» Подготовка экскурсий по экспозициям музея. Ведение музейной документации. Оформление музейных экспозиций 4 1 1 1 Работа над проектами. Пополнение экспозиции. 4 2 3 Работа над проектами. Пополнение экспозиции «Школа – вчера, сегодня , завтра» 4 1 1 1 1 2 1 1 2 4 1 6 Символика г. Екатеринбурга и Свердловской области История моей семьи в истории города Военная история Символика. История символики. История создания герба и флага г. Екатеринбурга Акция – конкурс « Самая интересная фотография нашей семьи» Изучение военной истории. Подготовка экскурсии 1 1 9 Встреча с участника ми и ветеранам и ВОВ. 2 1 3 2 10 Чтобы помнили 11 Быт народов Урала Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий. Ознакомление с экспозицией (выпускники школы, участвующие в военных действиях) Изучение материальной культуры края. Жилище. Одежда. Утварь. 12 Раститель ный и животный мир Урала Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Урала. 2 13 Экология края. Экологические проблемы нашей малой родины. Пути их решения. 2 14 Музейное Посещение музеев города и сотрудничество. образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями. Защита творчески х проектов учащихся. Итоговое Итоги работы школьного занятие музея. 4 7 8 15 16 2 1 2 2 3 1 ИТОГО 1 Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Моя малая родина» Экскурсия – лекция « Из семейного альбома» 4 Пополнение экспозиции «Мужество». Тематическая выставка Фотосессия «Портрет на фоне…» (портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны). Пополнение экспозиции «Мужество» Проведение экскурсии. 4 Пополнение экспозиции «Моя малая родина» проведение экскурсий для учащихся. Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира нашего края Фото-акция «Экологические проблемы» Научноисследовательская проблема. Защита проектов. Обзорная лекция – экскурсия для гостей из других музеев города. 7 Учет экспонатов и документального фонда школьного музея. 102ч 3 II год обучения № п/п Тема Количество часов 1 4 5 3 3 2 1 2 1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 1 2 3 История музейного дела Основные понятия и определения в музейном деле. Музейные профессии Из истории музеев Екатеринбурга. Музеи Екатеринбурга (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток) Краеведческий музей г. Екатеринбурга, его история. Архив – учреждение для хранения документов. Экскурсия в архив музея г. Екатеринбурга Фондовая деятельность в музее Что такое фонды музея? Экскурсия в школьные музеи городских школ Понятие «памятник», виды памятников. Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям г. Екатеринбурга . Книга учета – главный музейный документ. Заполнение книги учета. Атрибуция и экспертиза в музее. Акт приемки–сдачи. Заполнение акта. Виды карточек научного описания. Заполнение карточек научного описания. Для чего нужна и как заполнить именную карточку. Пути комплектования фондов. Экспозиционная деятельность Понятие «музейная экспозиция». Как правильно построить экспозицию. Построение экспозиций школьного музея. Текст в экспозиции. Составление аннотаций. Экскурсионная деятельность. Виды экскурсий. Методика построения и проведения экскурсии. Практическая работа экскурсоводов. ИТОГО 2 1 1 7 1 4 1 1 5 1 4 16 6 1 1 1 1 1 1 4 33 1 1 20 1 10 39 1 2 36 102 III год обучения № п/п Тема 1 2 1 2 3 4 1 2 Количество часов История музейного дела 2 Основные понятия и определения в музейном деле. 1 Музейные профессии (экскурсовод, хранитель фонда и т.д.). 1 Из истории музеев Екатеринбурга 8 Музеи Екатеринбурга (просмотр видеофильмов, слайдов, 2 открыток) Краеведческий музей г. Екатеринбурга, его история. 2 Архив – учреждение для хранения документов. 2 Экскурсия в музей г. Екатеринбурга 2 Фондовая деятельность в музее. 28 Что такое фонды музея? 2 Экскурсия в фондохранилище музея г. Екатеринбурга 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Экскурсия в фондохранилище музея МАОУ СОШ№9 г. Екатеринбурга Понятие «памятник», виды памятников. Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям г. Екатеринбурга Книга учета – главный музейный документ Заполнение книги учета Атрибуция и экспертиза в музее Акт приемки–сдачи. Заполнение акта. Виды карточек научного описания. Заполнение карточек научного описания. Для чего нужна и как заполнить именную карточку. Пути комплектования фондов. Экспозиционная деятельность. Понятие «музейная экспозиция». Как правильно построить экспозицию. Построение экспозиций школьного музея. Текст в экспозиции. Составление аннотаций. Экскурсионная деятельность. Виды экскурсий. Методика построения и проведения экскурсии. Практическая работа экскурсоводов. Экскурсии в школьном музее 5 Создание (защита) собственных проектов, экспозиций в школьном музее Участие в ученической научно- практической конференции Поисково-исследовательская деятельность воспитанников (поездки к местам боевой славы) Мастер – класс «Как построить экспозицию» Вечер отдыха в музее Мастер – класс «Разработка музейного проекта и его защита» Виртуальная экскурсия по музеям России ИТОГО 2 2 6 2 2 2 2 2 2 2 20 1 1 12 2 4 44 2 2 10 12 8 2 2 2 1 2 1 102 4.Диагностика результативности программы Ожидаемые результаты 1. Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся. 2. Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление. 3. Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения. 4. Сформируют активную гражданскую позицию. Методы определения результативности Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий. 1. Самостоятельное заполнение: • книги поступлений; • акта приемки–сдачи; • карточки описания поступающих экспонатов 2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций. 3. Разработка и проведение экскурсий. 4. Изучение коллекций школьного музея. 5. Участие в историко-краеведческой конференции учащихся. 6. В конце каждого года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и защита собственных проектов музейного дела 5. Условия реализации Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы: Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного фонда школьной музейной комнаты. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира. Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению. Оборудование и оформление школьного музея: Школьная музейная комната оборудована выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты. 6. Список литературы Для педагогов: 1. Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с. 2. Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и перспективы.-Барнаул: Издательство АГТУ.-2008.-130 с. 3. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2010.№5 С 4-6. 4. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2007. С 89-96. 5. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 2009. 6. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 2009. С 199-203. 7. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 2009.С 123-126. 8. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 2009. С 100-123. 9. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 2009.С 204 – 215. 10. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2010. №5. 11. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70- летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 2009.С 101-103. 12. Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды Для обучающихся: 1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2010.-265 с. 2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012.-520 с.