1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Лечебная физическая культура» для детей с ОВЗ 1-4 классов разработана в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в РФ"; - федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); - требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №4/15 от 22 декабря 2015г.); - примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования (далее ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Межевская СОШ; - устава МКОУ Межевская СОШ; - учебного плана; - с программой Воронковой В.В. «Программы 1-4 классов», Просвещение 2004г. Рабочаяпрограмма является коррекционнойдляобученияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составленасучетомособенностейихпсихофизическогоразвития,индивидуальныхвозможностей, тем самым обеспечиваякоррекциюнарушенийразвитияисоциальную адаптацию. Программа соответствует по отношению к ФГОС АООП. Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и самосовершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью: обучения является освоение учащимися системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. В ходе обучения учебному предмету "Лечебная физическая культура" должны решаться следующие основные задачи: - всестороннее гармоническое развитие и социализация учащихся; - формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию; - совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков; - воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности. 2 На занятиях лечебной физической культурой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами коррекционной деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные направления работы по ЛФК: - упражнения на ориентировку в пространстве; - ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц); - упражнения на формирование правильной осанки и свода стопы; - подвижные игры. Предмет «ЛФК» является дополнительным занятием физического воспитании школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, внеурочная деятельность оздоровительно-тренировочной направленности), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады) – достигается формирование гармоничной культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой, разностороннюю подготовленность. 2. Общая характеристика коррекционной подготовки Занятия ЛФК должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На уроках развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся видеть красивое, эмоционально воспринимать его. На занятиях ЛФК развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представление о различных явлениях природы. ЛФК — это вид деятельности, который доступен и детям с ОВЗ, и даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка. Занятия ЛФК включают в себя элементы лечебной физкультуры и общей физической подготовки, а также сюжетно-игровые занятия. В программу включены упражнения, помогающие решить часть проблем опорно-двигательного аппарата. Занятия ЛФК способствуют развитию основных психологических функций детей (память, внимание, мышление, речь и воображение) и создают ощущение радости, свободы движения. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, координацию. Программа реализуется на основе программы обучения детей с умственной отсталостью В.В. Воронковой 1-4 классы – издательство «Просвещение» 2004г. № Название раздела Количество 3 п/п часов 1 Основы знаний в процессе занятий 2 Строевые упражнения 2 3 Специальные упражнения для формирования правильной осанки 12 4 Двигательные умения и навыки 8 5 Специальные упражнения для правильного формирования стопы 12 Итого: 34 3. Описание места коррекционной подготовки в учебном плане Федеральный государственный образовательный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное внеурочное изучение предмета коррекционно-развивающей области «ЛФК» в объеме 1 час в неделю и 34 часа в год. На каждый раздел отводится определенное количество часов, указанных в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), на незначительное количество часов, т.к. воспитанники представляют собой разнородную группу детей по сложности дефекта. Коррекционная подготовка «ЛФК» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 1 ч в неделю (всего 135 ч): в 1 классе — 33 ч, во 2 классе — 34 ч, в 3 классе - 34 ч, в 4 классе - 34 ч. 4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционной подготовки. Освоениерабочей программы по предмету коррекционной подготовки «ЛФК»обеспечиваетдостижениеобучающимисясумственнойотсталостьюдвухвидов результатов:личностныхипредметных.Вструктурепланируемыхрезультатовведущееместопринадл ежитличностнымрезультатам,посколькуименноониобеспечиваютовладениекомплексомсоциальн ых(жизненных)компетенций,необходимыхдлядостиженияосновнойцелисовременногообразовани я―введенияобучающихсясумственной отсталостьювкультуру,овладение ими социокультурнымопытом. Личностныерезультаты включаютиндивидуальноличностныекачестваисоциальные(жизненные)компетенцииобучающегося,социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения предмета коррекционной области адаптированнойрабочей программы «ЛФК» включают: • осознаниесебякакгражданинаРоссии;формированиечувствагордости своюРодину,российскийнароди историюРоссии; за • формированиецелостного,социальноориентированноговзгляданамирвегоорганичном единствеприроднойи социальнойчастей; • формированиеуважительногоотношениякиномумнению,историии культуредругихнародов; • развитиеадекватныхпредставленийособственныхвозможностях,онасущнонеобходимо мжизнеобеспечении; 4 • овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяи развивающемсямире; • владениенавыкамикоммуникацииипринятымиритуаламисоциальноговзаимодействия • способностькосмыслениюидифференциациикартинымира,еевременнопространственнойорганизации; • способностькосмыслениюсоциальногоокружения,своегоместавнем, принятиесоответствующихвозрастуценностейи социальныхролей; • принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,формированиеи развитиесоциальнозначимыхмотивов учебнойдеятельности; • уациях; • развитиенавыковсотрудничествасовзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхсит формированиеэстетическихпотребностей,ценностей ичувств; • развитиеэтическихчувств,доброжелательностииэмоционально нравственнойотзывчивости,пониманияисопереживаниячувствамдругихлюдей; - • формированиеустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,наличиемотивацииктв орческомутруду,работенарезультат,бережному отношению кматериальным и духовнымценностям. Предметныерезультатыосвоенияпредмета коррекционной области адаптированнойрабочей программы «ЛФК»включаютосвоенныеобучающимисязнанияиумения,специфичныедляданнойобласти,готов ностьихприменения.Предметныерезультатыобучающихсясумственнойотсталостьюнеявляютсяос новнымкритериемприпринятиирешенияопереводеобучающегосявследующийкласс,норассматрив аютсякак одна из составляющихприоценкеитоговых достижений. Определяетсядвауровняовладенияпредметнымирезультатами:минимальныйидостаточн ый.Достаточныйуровеньосвоенияпредметныхрезультатов рассматривается как повышенный, ине являетсяобязательнымдлявсехобучающихся.Минимальныйуровеньявляетсяобязательнымдля всехобучающихсясумственнойотсталостью.Отсутствиедостиженияэтогоуровняпоотдельнымпр едметамнеявляетсяпрепятствиемкпродолжениюобразованияподанномувариантупрограммы.Вс лучае,еслиобучающийсянедостигаетминимальногоуровняовладенияповсемилибольшинствууч ебныхпредметов,топорекомендациимедико-психологопедагогическойкомиссиииссогласияродителей(законныхпредставителей)образовательнаяорган изацияможет перевестиобучающегосянаобучениепоиндивидуальномуплануилинавариант D образовательнойпрограммы. 5. Содержание коррекционной подготовки Программа состоит из шести разделов: «Основы знаний», «Строевые упражнения и ОРУ», «Специальные упражнения для формирования правильной осанки», «Специальные упражнения для правильного формирования стопы», «Лазания», «Прыжки», «Упражнения на равновесие», «Метания», «Подвижные игры». На каждом уроке осуществляется работа по всем девяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока отводится различное количество времени на каждый раздел, имея в виду, что в начале и конце урока включены упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. «Основы знаний» (в процессе занятий).Техника безопасности на занятиях ЛФК. Влияние занятий физическим упражнениями на состояние здоровья. Закаливание организма, его 5 значение для физического и духовного развития. Двигательный режим ученика начальных классов. Влияние специальных упражнений на осанку. Знакомство с инвентарем. «Строевые упражнения» (2 часа). Отработка основной стойки, положение головы, живота, плеч и т.д. Выработка походки. Постановка ноги с носка, с пятки. Ходьба в колонне: - на носках, на пятках, - с грузом на голове, -с высоким подниманием бедра, - между предметами, - в положении присед.Бег в колонне: - с высоким подниманием бедра, - захлёст голени, - галопом правым и левым боком, - «ножницы» (ногами вперёд), - с подскоком вверх. «Специальные упражнения для формирования правильной осанки» (12 часов). Комплексы упражнений: - стоя без предметов, - сидя без предметов, - с обручем, - с гимнастической палкой, - с мячом, - на гимнастической скамье, - со скакалкой, - с гантелями, - лёжа на полу. Упражнения в горизонтальном положении: - симметричное лежание, - ползания на полу, - с предметами (мяч, обруч). «Специальные упражнения для правильного формирования стопы» (12 часов). В исходном положении стоя: - приподнимание на носках вместе и попеременно; - перекат с пятки на носок и обратно; - полуприсед и присед на носках; - присед, стоя на гимнастической палке. В исходном положении сидя (на стуле); - приподнимание пяток вместе и попеременно; - тыльное сгибание стоп вместе и попеременно; - поднимание пятки одной ноги и носка другой; - захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание; - сед по-турецки; - подгребание пальцами куска ткани; перебрасывание друг другу мячей ногами. В исходном положении лёжа: - оттягивание носков; - стопы на полу, разведение пяток в стороны; - поочередное поднимание пяток от опоры; - круговое движение стоп; - скольжение стопой по голени другой ноги; - написание в воздухе букв; - подгребание ногами; отжимание от пола (лёжа на животе). «Двигательные навыки и умения» (8 часов). Лазание: по канату; по гимнастической стенке. Прыжки: со скакалкой, с мячом между стоп; на носках (на одной, двух ногах). Метание: бросок и ловля большого мяча, - метание на дальность малого мяча, - метание в цель малого мяча. Упражнения на равновесие. «Подвижные игры» (в процессе занятий). ание темы и 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 6.1. Тематическое планирование Кол-во Цель Задачи Содержание занятия 6 держание а основной оложение живота, плеч и ка походки. ка ноги с носка, сы упражнений: предметов, з предметов, ем, ческой палкой, на ческой скамье, со й, ми, ыми мячами,лёжа упражнения на ие, метания, ные упражнения в исходном и стоя, сидя, лёжа. часов Основы знаний Мотивировать детей на - изучение правил поведения во включение в время занятий ЛФК; - изучение коррекционную техники безопасности на деятельность. занятиях; - знакомство с инвентарем. Строевые упражнения Воспитание Развитие умения - разучивание построений и 2 коллективных выполнять построение и перестроений действий, перестроение по - разучивание частей тела и дисциплины и словестной инструкции движений ими в пространстве организованности учителя разучивание статических Развитие чувства Развитие представлений о положений частей тела ритма и темпа. строении тела - разучивание упражнений в Развитие Развитие двигательной движении слухового памяти и внимания - коррекция ориентировки в восприятия. Формирование пространстве (оптикоположительного пространственного восприятия) эмоционального фона. - коррекция слухового восприятия Специальные упражнения для формирования правильной осанки Воспитание Развитие физических Разучивание специальных 12 физических качеств, координации коррекционных упражнений без качеств движений. предметов и с предметами. Формирование Развитие умения правильной выполнять осанки. подражательные Коррекция движения по команде двигательной "делай как я" и словесной расторможенност инструкции учителя и и возбудимости В процессе уроков 8 Создание доброжелательно й обстановки на занятиях. Двигательные навыки и умения Воспитание Развитие двигательной физических памяти и внимания качеств. Улучшение функционального состояния организма. Лазание и перелезание различными способами. Упражнения на равновесие на различном спортивном инвентаре. Метания с разных позиций. Прыжки различными способами из разных исходных положений. Специальные упражнения для правильного формирования стопы Формирование Развитие физических Приподнимание на носках вместе правильного свода качеств, координации и попеременно; - перекат с пятки на носок и обратно; - полуприсед 12 стопы. движений. и присед на носках; - присед, стоя на гимнастической палке. Подвижные игры 7 ые игры с ми и без в. В процессе уроков Развитие контроля над эмоциональным состоянием (уметь проигрывать, выигрывать) Развитие двигательной реакции,точности, ловкости. Развитие речи. Развитие навыков сотрудничества, умения работать в команде. Развитие слухового и зрительного восприятия, оптикопространственного восприятия. Развитие двигательной памяти и внимания, фантазийнообразного мышления Разучивание подвижных игр. 6.2. Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование является приложением к программе и составляется учителем ежегодно. 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности Литература • • • • • Воронкова В.В. «Программы 1-4 классов», Просвящение 2004г. Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры»: метод.пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе». - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г. Чизбру М., «Йога для ваших детей». – Попурри, 2008г. Чен Э., «Метод «сиамских близнецов» при обучении детей с двигательными расстройствами». – Инкам, 2005г. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса № Наименования объектов и средств материальнотехнического обеспечения Количество 8 1 2 3 1. 2 3 4 Рабочая программа по ритмике 1 Комплекты разноуровневых тематических заданий. 1 Гимнастика Стенка гимнастическая 12 Бревно гимнастическое напольное 1 Бревно гимнастическое высокое 1 Козел гимнастический 2 Перекладина гимнастическая 2 Канат для лазания, с механизмом крепления 2 Мост гимнастический подкидной 2 Скамейка гимнастическая жесткая 6 Маты гимнастические 12 Мяч набивной (1 кг) 3 Мяч малый (теннисный) 3 Скакалка гимнастическая 6 Мяч малый (мягкий) 6 Палка гимнастическая 20 Обруч гимнастический 10 Канат для перетягивания 1 Легкая атлетика Стойки для прыжков в высоту 2 Рулетка измерительная (10м; 50м) 2 Палочка эстафетная 4 Подвижные и спортивные игры Мячи баскетбольные 8 Сетка волейбольная 1 Мячи волейбольные 6 Мячи футбольные 4 9 5 Насос для мячей 1 Фишки 20 Средства доврачебной помощи Аптечка медицинская 2 6 Спортивный зал игровой 1 7 Кабинет учителя 1 8 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования 2 10