Внеурочная программа ЛФК 2023

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Лечебная физическая культура» для детей с ОВЗ
1-4 классов разработана в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в РФ";
- федеральным государственным стандартом начального общего образования
(Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми
к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения (решение
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №4/15 от
22 декабря 2015г.);
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
(далее ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ
Межевская СОШ;
- устава МКОУ Межевская СОШ;
- учебного плана;
- с программой Воронковой В.В. «Программы 1-4 классов», Просвещение 2004г.
Рабочаяпрограмма является коррекционнойдляобученияобучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья.
Программа
составленасучетомособенностейихпсихофизическогоразвития,индивидуальныхвозможностей,
тем самым обеспечиваякоррекциюнарушенийразвитияисоциальную адаптацию.
Программа соответствует по отношению к ФГОС АООП.
Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции
в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные
координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение,
развитие и самосовершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью:
обучения является освоение учащимися системы двигательных координаций, физических
качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование
его организма.
В ходе обучения учебному предмету "Лечебная физическая культура" должны решаться
следующие основные задачи:
- всестороннее гармоническое развитие и социализация учащихся;
- формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений,
навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
- воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности,
ответственности, элементарной самостоятельности.
2

На занятиях лечебной физической культурой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами
коррекционной деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа
жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные направления работы по ЛФК:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на
координацию движений, упражнения на расслабление мышц);
- упражнения на формирование правильной осанки и свода стопы;
- подвижные игры.
Предмет «ЛФК» является дополнительным занятием
физического воспитании
школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными
мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий,
физкультурные
минутки,
внеурочная
деятельность
оздоровительно-тренировочной
направленности), внеклассной работой
по физической культуре (спортивные секции),
физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные
игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады) – достигается формирование
гармоничной культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в
систематических занятиях физической культурой, разностороннюю подготовленность.
2. Общая характеристика коррекционной подготовки
Занятия ЛФК должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и
моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.
Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации,
которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах деятельности детей,
требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На
уроках развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся видеть
красивое, эмоционально воспринимать его. На занятиях ЛФК развивается и познавательный
интерес детей. Умело подобранные упражнения, игры воспитывают у них правильное
отношение к окружающему миру, расширяют представление о различных явлениях природы.
ЛФК — это вид деятельности, который доступен и детям с ОВЗ, и даёт выход
повышенной двигательной энергии ребёнка. Занятия ЛФК включают в себя элементы
лечебной физкультуры и общей физической подготовки, а также сюжетно-игровые занятия. В
программу включены упражнения, помогающие решить часть проблем опорно-двигательного
аппарата. Занятия ЛФК способствуют развитию основных психологических функций детей
(память, внимание, мышление, речь и воображение) и создают ощущение радости, свободы
движения. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы повысить способность адаптации к
различным жизненным изменениям. Так же, занятия помогают выработать естественную
грацию движений, гибкость, ловкость, координацию.
Программа реализуется на основе программы обучения детей с умственной отсталостью
В.В. Воронковой 1-4 классы – издательство «Просвещение» 2004г.

№

Название раздела

Количество
3

п/п

часов

1

Основы знаний

в процессе
занятий

2

Строевые упражнения

2

3

Специальные упражнения для формирования правильной
осанки

12

4

Двигательные умения и навыки

8

5

Специальные упражнения для правильного формирования
стопы

12

Итого:

34

3. Описание места коррекционной подготовки в учебном плане
Федеральный государственный образовательный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное внеурочное
изучение предмета коррекционно-развивающей области «ЛФК» в объеме 1 час в неделю и 34
часа в год. На каждый раздел отводится определенное количество часов, указанных в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), на
незначительное количество часов, т.к. воспитанники представляют собой разнородную группу
детей по сложности дефекта.
Коррекционная подготовка «ЛФК» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 1 ч в неделю
(всего 135 ч): в 1 классе — 33 ч, во 2 классе — 34 ч, в 3 классе - 34 ч, в 4 классе - 34 ч.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционной
подготовки.
Освоениерабочей
программы
по
предмету
коррекционной
подготовки
«ЛФК»обеспечиваетдостижениеобучающимисясумственнойотсталостьюдвухвидов
результатов:личностныхипредметных.Вструктурепланируемыхрезультатовведущееместопринадл
ежитличностнымрезультатам,посколькуименноониобеспечиваютовладениекомплексомсоциальн
ых(жизненных)компетенций,необходимыхдлядостиженияосновнойцелисовременногообразовани
я―введенияобучающихсясумственной
отсталостьювкультуру,овладение
ими
социокультурнымопытом.
Личностныерезультаты
включаютиндивидуальноличностныекачестваисоциальные(жизненные)компетенцииобучающегося,социально значимые
ценностные установки. Личностные результаты освоения предмета коррекционной области
адаптированнойрабочей программы «ЛФК» включают:
• осознаниесебякакгражданинаРоссии;формированиечувствагордости
своюРодину,российскийнароди историюРоссии;

за

• формированиецелостного,социальноориентированноговзгляданамирвегоорганичном
единствеприроднойи социальнойчастей;
• формированиеуважительногоотношениякиномумнению,историии
культуредругихнародов;
• развитиеадекватныхпредставленийособственныхвозможностях,онасущнонеобходимо
мжизнеобеспечении;
4

• овладениеначальныминавыкамиадаптациивдинамичноизменяющемсяи
развивающемсямире;
• владениенавыкамикоммуникацииипринятымиритуаламисоциальноговзаимодействия
• способностькосмыслениюидифференциациикартинымира,еевременнопространственнойорганизации;
• способностькосмыслениюсоциальногоокружения,своегоместавнем,
принятиесоответствующихвозрастуценностейи социальныхролей;
•
принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,формированиеи
развитиесоциальнозначимыхмотивов учебнойдеятельности;
•
уациях;
•

развитиенавыковсотрудничествасовзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхсит
формированиеэстетическихпотребностей,ценностей ичувств;

•
развитиеэтическихчувств,доброжелательностииэмоционально
нравственнойотзывчивости,пониманияисопереживаниячувствамдругихлюдей;

-

•
формированиеустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,наличиемотивацииктв
орческомутруду,работенарезультат,бережному
отношению
кматериальным
и
духовнымценностям.
Предметныерезультатыосвоенияпредмета
коррекционной
области
адаптированнойрабочей
программы
«ЛФК»включаютосвоенныеобучающимисязнанияиумения,специфичныедляданнойобласти,готов
ностьихприменения.Предметныерезультатыобучающихсясумственнойотсталостьюнеявляютсяос
новнымкритериемприпринятиирешенияопереводеобучающегосявследующийкласс,норассматрив
аютсякак одна из составляющихприоценкеитоговых достижений.
Определяетсядвауровняовладенияпредметнымирезультатами:минимальныйидостаточн
ый.Достаточныйуровеньосвоенияпредметныхрезультатов рассматривается как повышенный,
ине
являетсяобязательнымдлявсехобучающихся.Минимальныйуровеньявляетсяобязательнымдля
всехобучающихсясумственнойотсталостью.Отсутствиедостиженияэтогоуровняпоотдельнымпр
едметамнеявляетсяпрепятствиемкпродолжениюобразованияподанномувариантупрограммы.Вс
лучае,еслиобучающийсянедостигаетминимальногоуровняовладенияповсемилибольшинствууч
ебныхпредметов,топорекомендациимедико-психологопедагогическойкомиссиииссогласияродителей(законныхпредставителей)образовательнаяорган
изацияможет перевестиобучающегосянаобучениепоиндивидуальномуплануилинавариант D
образовательнойпрограммы.
5. Содержание коррекционной подготовки
Программа состоит из шести разделов: «Основы знаний», «Строевые упражнения и
ОРУ», «Специальные упражнения для формирования правильной осанки», «Специальные
упражнения для правильного формирования стопы», «Лазания», «Прыжки», «Упражнения на
равновесие», «Метания», «Подвижные игры». На каждом уроке осуществляется работа по
всем девяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от
задач урока отводится различное количество времени на каждый раздел, имея в виду, что в
начале и конце урока
включены упражнения на снятие напряжения, расслабление,
успокоение.
«Основы знаний» (в процессе занятий).Техника безопасности на занятиях ЛФК. Влияние
занятий физическим упражнениями на состояние здоровья. Закаливание организма, его
5

значение для физического и духовного развития. Двигательный режим ученика начальных
классов. Влияние специальных упражнений на осанку. Знакомство с инвентарем.
«Строевые упражнения» (2 часа). Отработка основной стойки, положение головы, живота, плеч
и т.д. Выработка походки. Постановка ноги с носка, с пятки. Ходьба в колонне: - на носках, на
пятках, - с грузом на голове, -с высоким подниманием бедра, - между предметами, - в
положении присед.Бег в колонне: - с высоким подниманием бедра, - захлёст голени, - галопом
правым и левым боком, - «ножницы» (ногами вперёд), - с подскоком вверх.
«Специальные упражнения для формирования правильной осанки» (12 часов). Комплексы
упражнений: - стоя без предметов, - сидя без предметов, - с обручем, - с гимнастической
палкой, - с мячом, - на гимнастической скамье, - со скакалкой, - с гантелями, - лёжа на полу.
Упражнения в горизонтальном положении: - симметричное лежание, - ползания на полу, - с
предметами (мяч, обруч).
«Специальные упражнения для правильного формирования стопы» (12 часов). В исходном
положении стоя: - приподнимание на носках вместе и попеременно; - перекат с пятки на носок и
обратно; - полуприсед и присед на носках; - присед, стоя на гимнастической палке. В исходном
положении сидя (на стуле); - приподнимание пяток вместе и попеременно; - тыльное сгибание стоп
вместе и попеременно; - поднимание пятки одной ноги и носка другой; - захват пальцами ног мелких
предметов и их перекладывание; - сед по-турецки; - подгребание пальцами куска ткани; перебрасывание друг другу мячей ногами. В исходном положении лёжа: - оттягивание носков; - стопы
на полу, разведение пяток в стороны; - поочередное поднимание пяток от опоры; - круговое движение
стоп; - скольжение стопой по голени другой ноги; - написание в воздухе букв; - подгребание ногами; отжимание от пола (лёжа на животе).

«Двигательные навыки и умения» (8 часов). Лазание: по канату; по гимнастической стенке.
Прыжки: со скакалкой, с мячом между стоп; на носках (на одной, двух ногах). Метание: бросок и ловля большого мяча, - метание на дальность малого мяча, - метание в цель малого
мяча. Упражнения на равновесие.
«Подвижные игры» (в процессе занятий).

ание темы и

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
6.1. Тематическое планирование

Кол-во

Цель

Задачи

Содержание занятия
6

держание

а основной
оложение
живота, плеч и

ка походки.
ка ноги с носка,

сы упражнений:
предметов,
з предметов,
ем,
ческой палкой,
на
ческой скамье, со
й,
ми,
ыми мячами,лёжа

упражнения на
ие, метания,

ные упражнения
в исходном
и стоя, сидя, лёжа.

часов
Основы знаний
Мотивировать детей на - изучение правил поведения во
включение
в время занятий ЛФК; - изучение
коррекционную
техники
безопасности
на
деятельность.
занятиях; - знакомство с
инвентарем.
Строевые упражнения
Воспитание
Развитие
умения - разучивание построений и
2
коллективных
выполнять построение и перестроений
действий,
перестроение
по - разучивание частей тела и
дисциплины и
словестной
инструкции движений ими в пространстве
организованности учителя
разучивание статических
Развитие чувства
Развитие представлений о положений частей тела
ритма и темпа.
строении тела
- разучивание упражнений в
Развитие
Развитие
двигательной движении
слухового
памяти и внимания
- коррекция ориентировки в
восприятия.
Формирование
пространстве (оптикоположительного
пространственного восприятия)
эмоционального фона.
- коррекция слухового
восприятия
Специальные упражнения для формирования правильной осанки
Воспитание
Развитие
физических Разучивание
специальных
12
физических
качеств,
координации коррекционных упражнений без
качеств
движений.
предметов и с предметами.
Формирование
Развитие
умения
правильной
выполнять
осанки.
подражательные
Коррекция
движения по команде
двигательной
"делай как я" и словесной
расторможенност инструкции учителя
и и возбудимости

В
процессе
уроков

8

Создание
доброжелательно
й обстановки на
занятиях.

Двигательные навыки и умения
Воспитание
Развитие
двигательной
физических
памяти и внимания
качеств.
Улучшение
функционального
состояния
организма.

Лазание
и
перелезание
различными
способами.
Упражнения на равновесие на
различном
спортивном
инвентаре. Метания с разных
позиций. Прыжки различными
способами из разных исходных
положений.

Специальные упражнения для правильного формирования стопы
Формирование
Развитие
физических Приподнимание на носках вместе
правильного свода качеств,
координации и попеременно; - перекат с пятки
на носок и обратно; - полуприсед
12
стопы.
движений.

и присед на носках; - присед, стоя
на гимнастической палке.

Подвижные игры
7

ые игры с
ми и без
в.

В
процессе
уроков

Развитие
контроля над
эмоциональным
состоянием
(уметь
проигрывать,
выигрывать)
Развитие
двигательной
реакции,точности,
ловкости.

Развитие речи. Развитие
навыков сотрудничества,
умения работать в
команде. Развитие
слухового и зрительного
восприятия, оптикопространственного
восприятия. Развитие
двигательной памяти и
внимания, фантазийнообразного мышления

Разучивание подвижных игр.

6.2. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование является приложением к программе и
составляется учителем ежегодно.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Литература
•
•
•
•
•

Воронкова В.В. «Программы 1-4 классов», Просвящение 2004г.
Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и
игры»: метод.пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методика обучения основным видам движений на
уроках физической культуры в школе». - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.
Чизбру М., «Йога для ваших детей». – Попурри, 2008г.
Чен Э., «Метод «сиамских близнецов» при обучении детей с двигательными
расстройствами». – Инкам, 2005г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№

Наименования объектов и средств материальнотехнического обеспечения

Количество

8

1

2

3

1.

2

3

4

Рабочая программа по ритмике

1

Комплекты разноуровневых тематических заданий.

1

Гимнастика
Стенка гимнастическая

12

Бревно гимнастическое напольное

1

Бревно гимнастическое высокое

1

Козел гимнастический

2

Перекладина гимнастическая

2

Канат для лазания, с механизмом крепления

2

Мост гимнастический подкидной

2

Скамейка гимнастическая жесткая

6

Маты гимнастические

12

Мяч набивной (1 кг)

3

Мяч малый (теннисный)

3

Скакалка гимнастическая

6

Мяч малый (мягкий)

6

Палка гимнастическая

20

Обруч гимнастический

10

Канат для перетягивания

1

Легкая атлетика
Стойки для прыжков в высоту

2

Рулетка измерительная (10м; 50м)

2

Палочка эстафетная

4

Подвижные и спортивные игры
Мячи баскетбольные

8

Сетка волейбольная

1

Мячи волейбольные

6

Мячи футбольные

4
9

5

Насос для мячей

1

Фишки

20

Средства доврачебной помощи
Аптечка медицинская

2

6

Спортивный зал игровой

1

7

Кабинет учителя

1

8

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

2

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».