Описание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МАОУ СОШ № 62

Описание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
МАОУ СОШ №62
1. Дополнительная
общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной
направленности «Баскетбол» разработана для детей 7-18 лет и предполагает 8 лет
обучения.
Цель программы - содействие гармоничному физическому развитию,
всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья обучающихся;
привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями;
подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы
(инструкторов и судей).
Полный курс обучения по программе разделен на два этапа: обучение в
подготовительных группах («Игры с мячом») и основных группах («Баскетбол»).
На первом, подготовительном этапе, упор делается на общее физическое развитие
обучающихся (блок «Общая физическая и специальная физическая подготовки»),
знакомство их с основными спортивными командными играми с мячом (блоки
«Введение в программу», «Техника и тактика спортивных игр с мячом», «Игры и
соревнования»), выявление личностных предпочтений и физических данных к тому
или иному виду спортивных игр. Основной этап предполагает специализацию и более
полное погружение в командную спортивную игру баскетбол и направлен на
формирование и развитие основных качеств спортсмена-баскетболиста, а также
знакомит обучающихся с инструкторской и судейской практиками данного вида
спорта. Содержание курса распределено по следующим блокам:

▪ Введение в программу (история развития физической культуры, спорта и
▪
▪
▪
▪
▪
▪

баскетбола в РФ, техника безопасности на занятиях, тренировочных занятиях и
соревнованиях);
Общая и специальная физическая подготовка (упражнения на развитие опорнодвигательного аппарата, развитие быстроты реакции, ловкости, скорости);
Основы техники и тактики игры (отработка шага, бросков, скоростной техники;
передачи мяча; формирование тактических индивидуальных действий в
команде);
Игры и соревнования;
судейская практика;
Инструкторская;
Итоговый контроль.

Программой предусмотрено проведение теоретических и практических занятий по
баскетболу, выполнение обучающимися контрольных нормативов, участие в
соревнованиях.

2. Дополнительная
общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной
направленности «Хоккей с мячом» разработана для детей 6-14 лет.
Хоккей с мячом способствует разностороннему физическому развитию человека и
вместе с тем предъявляет к его организму исключительно высокие требования.
Широкая вариативность в характере нервно-мышечных усилий, постоянная смена
двигательных режимов в игровой деятельности хоккеистов сопряжены с
комплексным проявлением физических способностей. Хоккеист обязан в
совершенстве владеть многими сложными двигательными навыками, которые
предъявляются в связи с постоянно меняющимися условиями игры. В значительной
мере здесь ценится скорость движений, эффективное использование разнообразных
двигательных действий в различных ситуациях тактической игры на поле.
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и
руководителей дополнительного образования детей физкультурно-спортивной
направленности и является основным документом, регламентирующим учебнотренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров
обучения и тренировки в спортивной школе, содержит методические рекомендации и
практические материалы по проведению учебно-тренировочных занятий.
В программе последовательно изложено годовое планирование по этапам
обучения; определены задачи и средства подготовки; объемы тренировочных и
соревновательных нагрузок; приемные и контрольно-переводные нормативы по
общей и специальной физической подготовке. Разработана подпрограмма по
теоретической подготовке.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебнотренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медикооздоровительные мероприятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных
сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и
судейская практика.
В зависимости от подготовленности учащихся тренер может самостоятельно
подбирать необходимые средства подготовки. Для последующего года обучения
излагается только новый материал, а для закрепления и совершенствования
изученных навыков используется материал, изложенный для младших возрастных
групп, который в программе специально не оговаривается. В то же время, если
перспективные учащиеся освоили предусмотренный программой материал, тренер
может перейти к обучению их техническим приемам, предусмотренным для
следующего этапа подготовки.
Все цифры, указанные в программе, являются рекомендуемыми. Они отражают
желаемые показатели для указанного возраста. При планировании нагрузок педагогу
следует ориентироваться не столько на паспортный, сколько на биологический

возраст воспитанника и его предварительную подготовленность. Во всех группах
начиная с 8 лет нагрузку следует контролировать не только по визуальным признакам,
но и по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
3. Дополнительная
общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной
направленности «Аэробика» разработана для детей 10-14 лет.
Программа секции «Аэробика» рассчитана на 2 года обучения девочек (10-16
лет) 5-9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа построена с учётом физиологических особенностей
растущего организма девочек старшего и среднего школьного возраста и направлена
на формирование определённого очертания тела, исправление дефектов
телосложения посредством аэробики и атлетизма.
Программа хорошо подходит девушкам, отнесенным по состоянию здоровья к
подготовительной группе, так как имеет оздоровительную направленность. Занятия
проводятся под музыку, которая создаёт особый эмоциональный фон, положительно
влияющий на психологическое состояние девушек.
Предусмотрена практическая и теоретическая деятельность, направленная на
овладение навыками и умениями двигательных упражнений. Включает в себя
различные виды танцевальных движений, дыхательной гимнастики, гимнастических
упражнений, что способствует разностороннему развитию организма, укреплению
опорно-двигательного аппарата, хорошей подвижности в суставах.
Основная цель данной программы – всестороннее, физическое развитие детей,
укрепление и сохранение их здоровья. Улучшение телосложения, формирование
красивой фигуры.
Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством
освоения основ аэробики и шейпинга, умения сохранять и совершенствовать свое
телесное «Я», снимать утомление, вызванное учебной деятельностью, а также
содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических,
интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе
реализации данной программы:
Оздоровительные задачи: Укрепление здоровья; гармоничное развитие мышечных
групп и всей мышечной системы организма школьниц; выработка правильной
осанки, походки; профилактика заболеваний, общее развитие и укрепление органов
дыхания и работы сердечно - сосудистой системы, улучшение обмена веществ и
повышение жизнедеятельности организма.
Образовательные
задачи:
Всестороннее
гармоничное
развитие
и
совершенствование основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости,
так и координации движений, ловкости, выразительности движений, чувства
динамического равновесия, вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками,
необходимыми в жизни. Повышение умственной и физической работоспособности.
Развитие музыкальности, чувства ритма. Улучшение психического состояния, снятие
стрессов.

Воспитательные задачи: Повышение интереса к занятиям и развитие потребности в
систематических
занятиях
физической
культурой.
Воспитание
дисциплинированности, морально-волевых, эстетических качеств: смелости,
решительности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, ориентировки,
инициативности.
Средствами данной программы являются специальные упражнения аэробики и
шейпинга, общеразвивающие упражнения, классическая аэробика, степ-аэробика,
фитбол, стретчинг и т.п. Основным средством являются физические упражнения,
вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.
В процессе обучения используются групповые и индивидуальные формы занятия.
Данная программа включает в себя обязательный минимум информации,
позволяющей существенно расширить знания, умения и навыки в области
физической культуры, а уроки строятся на сотрудничестве учителя и ученика.
4. Дополнительная
общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной
направленности «Шахматы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
разработана для системы дополнительного образования школы и ориентирована на
обучающихся 7-11 лет.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших
школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:

1.
2.
с
3.

Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности
другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:
1.
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом.
2.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
3.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно
расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
5.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных
фигур.
8.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные
(игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и
позиции для игровой практики.
На изучение программы «Шахматы» отводится 612 часов: первый-третий годы
обучения – по 136 часов в год (4 часа в неделю), четвертый год обучения – 204 часа в
год (6 часов в неделю).
5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Школьный театр»
Программа обучения основам театрального искусства рассчитана на 3 года
обучения. При наборе детей в группы принимаются все желающие. Возраст детей 7 17 лет. Формирование групп происходит с учетом психолого-возрастных
особенностей обучающихся. Например, для учащихся младшего школьного возраста
в программе большое место уделяется игровому тренингу. С развитием
индивидуальности ребенка от младшего к старшему возрасту постепенно
усложняются задачи, стоящие перед учениками, формируются новые умения и
навыки, эстетический вкус, потребность в общении с искусством.
Из детей и подростков, прошедших 3-х годичный курс обучения, успешно освоивших
программу и решивших продолжить занятия в театральном коллективе, формируется

творческая группа для дальнейшей постановки спектаклей и работе над созданием
образов. Занятия проводятся три раза в неделю. Вид обучения - групповой.
Данная программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в
области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной,
Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина.
Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского,
адаптированное для работы с детьми и подростками. Актуальность программы
заключается в том, что она органично соединяет в себе познавательную деятельность
обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального
исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном,
репетиционном процессе, театральном показе.
В детском театральном коллективе на каждом этапе обучения проводится
мониторинг знаний, умений и навыков по освоению программы обучения основам
театрального искусства.
Это вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования,
творческого задания, викторины.
1 год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое
задание (на фантазию и творческое мышление).
2 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое
задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.
3 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое
задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.
Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение
контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном
представлении, творческих показах на мероприятиях внутри школы).
Итоговый – в конце учебного года (активность и уровень освоения программы,
участие в спектакле и творческих показах).
6. Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Формула рукоделия» рассчитана на детей 7-17 лет и
предполагает 3-х годичный курс обучения.
Цель программы –– формирование художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности
обучающихся с учетом индивидуальности каждого, через овладение образным
языком декоративно-прикладного искусства.
Программа является модульной. Включая в себя отдельные, независимые друг от
друга модули (дисциплины):
«Декор», (блоки: «Кукольный мир», «Декупаж», «Шитье», «Бумагопластика»,
«Батик», «Декоративная роспись», «Украшения») – для детей 7-14 лет, 3 года
обучения; «Искусство вышивки» - для детей 7-10 лет, 1 год обучения;
«Кожа и дизайн» - для детей 10-17 лет, 2 года обучения.
Программа позволяет обучающимся, осваивающим курс декоративно-прикладного
творчества, построить свой индивидуальный образовательный маршрут посредством
обучения в рамках одного или нескольких модулей (дисциплин).

Осваивая курс программы, обучающиеся знакомятся с историей и особенностями
различных технологий декорирования предметов одежды, быта, интерьера,
приобретают практические умения и навыки, необходимые при шитье, декоративной
росписи тканей, изготовлении кукол и украшений, вышивке, работе с кожей.
В студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем
начальных практических навыков, что обязывает педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к
каждому ребёнку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».