15.04.2022
Вопрос терпимости и уважения
15.04.2022
В последнее время
мы всё чаще замечаем проявления агрессии, озлобленности и жестокости у наших
детей. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной
массы: имеет другую национальность или особенности развития, носит очки или
исповедует мусульманство. Поэтому так важно воспитать толерантность у
подрастающего поколения.
В 1995 году
Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов
толерантности, которую подписали 185 стран мира, в том числе и Россия. Согласно
этому документу, толерантность –
это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев.
Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету
кожи, религии и другим признакам.
Основный принцип толерантности звучит так: «Я вижу,
что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это».
Быть толерантным – не значит быть
равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть
терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию. Толерантность – это
активная жизненная позиция, признание права на индивидуальность. Это желание
помогать людям, делать мир лучше. Толерантный человек имеет такие
характеристики личности, как взаимоуважение, доброжелательность, уступчивость и
коммуникабельность.
Вопрос терпимости и
уважения является сейчас одним из самых обсуждаемых в мире. Это неудивительно,
поскольку национальные и религиозные различия всё чаще и чаще становятся
причиной конфликтов между людьми, проживающими на одной территории. В Европе,
например, в связи с большим потоком мигрантов с Ближнего Востока, участились
случаи нападения на беженцев радикально настроенных коренных жителей, которые
выступают против «исламизации» своих стран. А мигранты-мусульмане, в свою очередь,
также провоцируют конфликты своим пренебрежительным отношением к европейским
традициям и святыням.
В России проблема
толерантности была актуальна всегда: разделение «мы и они», «свой и чужой».
Представители разных культур старались держаться обособленно, защищая свои
этнические взгляды, нередко путём кровопролитных войн. Но времена меняются, и
люди, к счастью, стали понимать, что «отличные» взгляды и обычаи не значит
«плохие». Что каждый человек имеет право на своё мировоззрение и свои ценности.
И это право нужно уважать.
Почему
так важно говорить об этом с детьми?
Наши дети живут не
в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения
в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает
равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику
информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Всё
это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может
перерасти в расизм и национализм.
Поэтому задача родителей – не
просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных
различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.
Что
должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям?
Даже для взрослого
человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом
с собственным ребёнком. Начиная обсуждать с ребёнком тему толерантности, мамам
и папам нужно иметь в виду особенности возраста.
1. Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы
на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас
Обсудите с ребёнком, как важно не
просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.
Вот список мультфильмов, которые
можно посмотреть вместе с дошколёнком.
Мультфильмы про расовые различия:
- «Зверополис» (2016, США).
- «Каникулы Бонифация» (1965, СССР).
- «В порту» (1975, СССР).
- «Дружба народов» (2015, Россия).
Мультфильмы про толерантное
отношение к детям с особенностями развития:
- «Аккуратная история» (2014, Россия).
- «Подарок» (2015, Германия).
- «Про Диму» (2016, Россия).
- «Кастрюлька Анатоля» (2014, Франция).
- «Струны» (2014, Испания).
- «Тамара» (2013, США).
- «Необычный младший братик» (1995, Франция).
- «Мой братик с Луны» (2007, Франция).
2. Обсудите с ребёнком проблему толерантности и дискриминации
в форме активного диалога
Спросите, есть ли в его классе
дети других национальностей или ребята с особенностями развития и как он к ним
относится. Узнайте, не подвергаются ли эти дети насмешкам со стороны
одноклассников и справедливо ли это – унижать людей за то, что они чем-то
отличаются от нас.
3. Посетите вместе с сыном или дочерью проходящие у
вас в городе фестивали национальных культур
Попробуйте традиционные блюда,
пообщайтесь с представителями разных народов. Доносите до ребёнка, что разнообразие
делает наш мир богаче и удивительнее, а многовековая история каждого народа или
культуры достойна уважения. Это то, что было до нас и останется после.
4. Посмотрите вместе фильмы, где расовая проблема
выступает на первый план
Обсудите с ребёнком, какое он
видит решение этого вопроса и стоит ли вообще бороться с дискриминацией.
Фильмы для семейного просмотра:
- «Просто помиловать» (2019, США).
- «Ограды» (2016, США).
- «Чужая ненависть» (2018, США).
- «Зеленая книга» (2018, США).
- «Кожа» (2008, Великобритания).
К подростковому возрасту у ребят начинают формироваться
собственные убеждения и ценности, зачастую под влиянием сверстников и
общественных настроений.
К сожалению, многие начинают
придерживаться дискриминационных взглядов, касающихся как национальных, так и
других отличий между людьми. Нетерпимость может перерасти в травлю и унижение,
а отсюда недалеко и до националистических убеждений, поэтому:
- Обозначьте ребёнку свою чёткую позицию по отношению к расизму и
национализму.
- Обращайте внимание на внешкольную жизнь подростка. Как правило, к
националистическим группировкам примыкают те дети, у которых нет ни
увлечений, ни интересов.
- Научите сына или дочь не оставаться в стороне, помогать слабым и
обязательно сообщать о случаях насилия и травли взрослым.
Стоит бить тревогу, если ребёнок:
- Стал отдаляться от семьи и друзей, много времени проводит в
одиночестве.
- Часто смотрит в Интернете ролики с экстремистским содержанием или
пропагандирующие идеи нацизма.
- Резко меняет свой стиль одежды и внешний вид.
- Стал часто разговаривать на политические и социальные темы. Выражает
признаки нетерпимости штампованными, как бы заранее подготовленными
фразами.
- Испытывает приступы злобы и неконтролируемой агрессии по отношению к
лицам другой национальности.
Что делать родителям:
- Не подвергайте резкому осуждению поведение подростка, постарайтесь в
спокойной доверительной беседе выяснить причину, почему сын или дочь
поддерживает эти взгляды. Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится
за один разговор.
- Дайте оценку своим чувствам: «Мне очень больно и неприятно, что ты так
поступаешь».
- По возможности ограничьте общение ребёнка с людьми, оказывающими на
него негативное влияние.
- Обратитесь за помощью к детскому психологу.
Чем раньше ребёнок осознает, что «другой, не такой,
как я» не значит «плохой», тем меньше вероятность, что в будущем он превратится
в агрессора, способного унижать и травить людей, которые чем-то отличаются от
него.
Быть толерантным –
это значит быть открытым для всего национального и культурного разнообразия
нашей жизни. Воспитывая в детях толерантность, мы учим их не только уважению и
терпимости, но и даём им возможность изменить этот мир к лучшему!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.06.2022
Дата обновления: 02.06.2022
Дата публикации: 15.04.2022